Ксения Сергиенко

«Неравенство коммуникации заставляет людей беситься» — Ольга Лукинова о новом цифровом этикете

4 мин. на чтение

Во время самоизоляции интернет заменил личное общение и рабочую атмосферу. Как тотальный переход в онлайн трансформировал этикетную коммуникацию? Рассказывает автор книги «Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете» Ольга Лукинова.

Какие правила цифрового этикета пострадали, пока все находились на самоизоляции? 

Я не уверена, что можно говорить, будто цифровой этикет пострадал. Люди пострадали, а цифровой этикет трансформировался: страдая, многие начали понимать, что все-таки нужно соблюдать элементарные правила в сети. В самом начале режима самоизоляции большинство даже не думали о цифровом этикете: позвонить коллеге в 22.00 — а почему бы и нет? Через какое-то время все начали задумываться: «Как правильно?» Когда перешли на удаленку, рабочее и личное время смешались. Бессознательно все почему-то решили: раз человек дома, значит, в принципе не занят. Именно поэтому поначалу все бросились писать друг другу круглосуточно, а через какое-то время с такой же интенсивностью начали отстаивать свои личные границы. Это большой плюс для цифрового этикета.

Разделить время на рабочее и личное получилось далеко не у всех. Я до сих пор могу работать полночи. Уверена, я такая не одна.

Здесь идет речь о разных жизненных стратегиях. Некоторые уверены, что сегодня ты постоянно должен быть онлайн, а если не получается, то ты неконкурентоспособен. Другие говорят, что самое важное — это баланс между личной жизнью и рабочей. COVID-19 многих заставил задуматься о своих жизненных стратегиях в цифровую эпоху.

Возможно, многие во время самоизоляции подсознательно разрешали своим коллегам писать в ночи, потому что понимали, что часть рабочего времени потратили не совсем рационально? Например, обедали не час, а три. За счет общения с коллегами рано утром или поздно вечером они компенсируют потраченное на личные нужды в течение дня время.

Интересная мысль. Но я знаю людей, которые решили сохранить свой рабочий режим с 10.00 до 19.00. Другие, например, никогда не работали по выходным, а теперь наоборот: в четверг занимаются личными делами, зато в субботу работают. Из-за режима самоизоляции у людей появилась возможность самостоятельно управлять своим временем.

Расскажите о явных плюсах изменений в цифровом этикете

До пандемии мало кто пользовался конференц-связью и задавался вопросом, как правильно себя вести во время видеоразговора. Во время режима самоизоляции начал формироваться кодекс видеочатов. И это круто!

Сформулируйте, пожалуйста, три главных правила видеоконференций.

Во-первых, стоит определить, насколько необходима видеосвязь. Может быть, легче решить вопрос по электронной почте или пятиминутным разговором по телефону вместо того, чтобы собирать совещание из десяти человек на полтора часа.

В новой реальности разумнее передоговориться, чем жить по старым правилам.

Во-вторых, необходимо стремиться к симметрии: если я включаю камеру, то и мой собеседник должен быть с ней. Это все стоит обсудить заранее. Симметрия вообще ключевое правило цифрового этикета. Почему главная проблема коммуникации в сети — это аудиосообщения? В них нет симметрии: одному удобно, другому нет. Неравенство коммуникации заставляет людей беситься.

Третье правило касается одежды в кадре: она должна быть целесообразна той ситуации, в которой мы находимся. Эти базовые правила вполне очевидны, но до эпохи COVID-19 были неосязаемы.

Вы сказали, что во время режима самоизоляции люди в сети научились договариваться. О чем именно?

Представьте, что коллега чуть ли не каждый день пишет вам в два часа ночи или звонит вместо того, чтобы отправить письмо на почту. После года делового общения будет неловко сказать человеку: «Пожалуйста, не звони мне в два часа ночи». Вас явно не поймут: довольно долгое время вы позволяли коллеге так себя вести, а сейчас резко передумали. Из-за пандемии коронавируса люди попали в экстренную ситуацию: наше поведение начало форматироваться, а мы — перестраиваться. В новой реальности разумнее передоговориться, чем жить по старым правилам. Например: «Давайте теперь будем решать все рабочие вопросы в Telegram, а не во всех чатах сразу, иначе все теряется» или «Давайте созваниваться только в экстренных случаях и после 20.00 никого не тревожить».

Есть ряд базовых правил цифрового этикета: не отправлять аудиосообщения, писать человеку только в один мессенджер, деловую переписку желательно начинать только по почте. За время самоизоляции они трансформировались или нет?

Конечно. Раньше считалось, что в деловой переписке не должно быть смайлов, ведь это атрибут неформального общения. Во время режима самоизоляции выходили статьи психологов, где они просили употреблять эмодзи и стикеры в переписке. Людям не хватает эмоционального личного контакта, а смайлы помогают хотя бы как-то разрядить обстановку и создать иллюзию личного контакта. До пандемии считалось, что в деловых чатах не должно быть флуда, нельзя было отправлять туда смешные картинки. Сейчас психологи говорят: «Если вы не контактируете с коллегами лично, то есть смысл разговаривать на посторонние темы в рабочих чатах». Некоторые советуют создать дополнительную группу в мессенджерах, которая будет выполнять функцию кулера, ведь именно около него все коллеги обычно встречаются, чтобы поболтать.

Не стоит насиловать себя: если не хочется включать камеру, не надо.

Когда все только начинали общаться в Zoom, говорили, что камеру нужно обязательно включать — это этично и вежливо. Спустя три месяца мнение изменилось: кто знает, может быть, человек живет в коммуналке или в однушке в большой семье. Включенная камера — вторжение в личное пространство собеседника, а его интересы нужно уважать. Лучше заранее договориться, в каком формате вы будете беседовать: с видео или без. Психологи тоже высказались по этому поводу. Когда камера включена, человек в состоянии повышенного стресса: во-первых, он понимает, что на него пристально смотрят, во-вторых, сам себя видит, а природой так заложено, что собственный голос и внешность немного нервируют. Третий фактор: когда мы общаемся в сети, существует минимальная задержка передачи информации — на полсекунды. В этой ситуации кажется, будто человек недостаточно вовлечен в беседу. Не стоит насиловать себя: если не хочется включать камеру, не надо. В данном вопросе правила цифрового этикета стали не такими жесткими, какими были в самом начале пандемии.

В эпоху самоизоляции интернет разделился на два цифровых лагеря: оптимистов и пессимистов. Последние убеждены, что мир рухнул, а интернет их единственная зацепка с реальностью. Цифровой этикет может помочь пессимистам взглянуть на новый мир конструктивнее?

Цифровыми коммуникациями мы управляем самостоятельно. Если вы все время отвлекаетесь на телефон, когда он пиликает, это значит, что смартфон управляет вами, а не наоборот. Человек может настроить уведомления так, чтобы не отвлекали. Человек может сделать так, что цифровое пространство вокруг него будет незамутненным. Цифровым пессимистам нужно взять на себя ответственность и понять, что многим можно управлять самостоятельно, даже в интернете стоит выйти из позиции жертвы и искать во всем плюсы.

Фото: из личного архива Ольги Лукиновой

Подписаться:
'); $(this).attr('style', 'display: none !important'); } }); console.log('banners:' + banners); console.log('hbanners:' + hbanners); }); -->