, 8 мин. на чтение

«Опоры прочнее Бога просто нет»: как храм Антипы делает православие модным

Одни знают Антипу как кафе во дворе храма около Пушкинского музея. Другие — как худи и бейсболки с узнаваемой буквой А. Еще как стильные наклейки про веру и любовь, которыми обклеивают ноутбуки и телефоны. За всем этим стоит храм священномученика Антипы Пергамского на Колымажном дворе, его настоятель священник Андрей Щенников и большой приход, который называют самым молодым в Москве. Возраст паствы — 18–35 лет, хотя есть, конечно, и люди более старших поколений. По воскресеньям на службу приходят 200–300 человек, по большим праздникам — по пять сотен и больше.

Как-то воскресным утром мы встречались около храма Антипы с коллегой, и она с удивлением и восхищением разглядывала красивую модную молодежь: «Откуда они такие?!» Люди нарядные, как после светского мероприятия, спускались с лестницы под колокольный звон и отправлялись за своим фильтр-кофе. Ну или не отправлялись, а оставались общаться во дворе — в кафе слишком много народа.

«Что, РПЦ не такая страшная?!» — сказал кто-то в ответ на удивление.

«Как у них это получается?» — задалась вопросом коллега.

Сергей Комаров, 42 года, катехизатор, публицист, главный редактор издательства «Никея», алтарник храма Антипы Пергамского:

«Многие задаются вопросом, в чем феномен Антипы. Думаю, прежде всего в том, что здесь никто никого не старается привлекать. Как однажды некий епископ спросил у одного нашего клирика: “Отец, что вы делаете с молодежью, что она к вам идет? В чем секрет?” Священник ответил: “Владыка, мне кажется, секрет в том, что мы ничего с ней не делаем”.

Для меня поворотным моментом стал день, когда настоятель пригласил в алтарь пономарить. Это окончательно закрепило меня при этом храме. Потом я начал писать для приходской газеты, дальше мы организовали катехизаторский курс, сейчас работаем над следующим. Все эти миссионерские активности общины являются продолжением богослужебной жизни, продолжением литургии. Вспомним, что греческое слово λειτουργία переводится как “общественное дело”.

Приход просто живет своей жизнью, к этой активности с радостью подключаются другие люди. Конечно, большую роль играет настоятель, который задушевностью своей проповеди как бы формирует интонацию всей приходской деятельности. Он тоже никого не привлекает, но честно делится с нами своей болью, своими переживаниями, мыслями, тревогами. Люди чувствуют себя услышанными, понятыми, их сердце резонирует. Думаю, что приход можно считать хорошо организованным, если новые люди приходят, осматриваются и говорят: “Ребята, я хочу принимать участие в том, что вы делаете. Вот мои умения — как я могу пригодиться?”».

Как-то я оказалась за большим столом у кафе во дворе храма, когда отец Андрей Щенников общался с прихожанами и тоже отвечал им на вопрос «Как?». Говорил, что здесь не спускаются до языка молодых, никаких «пять лайфхаков, как полюбить ближнего», а просто говорят на ухо обычным голосом и теми словами, как при общении с друзьями. И вот сидит священник, одет в подрясник и носит бороду, но он как будто «свой», обычный нормальный человек, к которому хочется и можется обратиться.

Анастасия Кузьмишкина, 28 лет, продюсер, руководитель отдела маркетинга проектов ANTIПА:

«Я пришла в храм по совету своей институтской преподавательницы в 2016 году. Пришла в каком-то жутком настроении, когда казалось, что все потеряно. Это был жаркий июньский день и еще не было такого большого прихода и кафе, в храме не было никого, кроме свечницы Риты. Мы тогда не были знакомы, но я поделилась своей неразрешимой проблемой. Рита меня очень поддержала и утешила, напоила чаем с орешками в трапезной и сказала, что мне нужно поговорить с отцом Андреем. Позвонила ему, и батюшка приехал через 15 минут. Для меня это было настоящее чудо. Так и осталась. Здесь дом! Думаю, так ощущается из-за людей, что я обрела в этих стенах, которые уже стали родными».

Егор Кандюрин, 39 лет, основатель проекта RADI MIRA I LUBVI:

«В храм несколько лет назад пришли с женой по совету знакомого. Сразу прониклись домашним ощущением “своего места”. Воцерковили здесь обоих детей и стали ходить на воскресную, как на праздник, каждую неделю. Я думаю, что на вопрос об атмосфере здесь все, кому бы мы его ни задали, не сговариваясь, дадут примерно один и тот же ответ — это теплое чувство большой семьи. Искренне считаю, что причина этому особое мироощущение настоятеля отца Андрея и то, как он проецирует его на людей, события и вещи, объединяет команду и приход в одно целое.

Почему сейчас молодежь так активно идет в православие? Как сирота изо всех сил пытается разыскать своих родителей в надежде обрести защиту, любовь и заботу, так и современный человек среди всего этого белого шума ищет путь к истине и находит ее в церкви, отчетливо понимая, что, кроме Бога, ему в этом мире, по сути, положиться не на кого».

Когда говорят про Антипу, часто произносят слово «свобода». Иные упрекают в заигрывании, мол, весь этот модный мерч, кофе, расслабленные люди на лужайке перед храмом — разве так приходят к Богу?! Отец Андрей говорит про Антипу как про первые врата для тех, кто готов войти. Те, кто уже вошел, включены в церковную жизнь по полной: на воскресную исповедь к пяти-шести священникам длинная очередь, за полчаса до начала литургии полный храм — стоят сосредоточенно перед алтарем или читают с телефонов Священное писание. Кто-то из девушек в нарядных платках и платьях в пол, кто-то в джинсах и с непокрытой головой — кому как удобнее, суть не в этом.

Священник Иаков Белый-Кругляков, 27 лет, клирик храма священномученика Антипы:

«Люди по разным причинам могут бояться церкви. Во многих случаях, по-моему, дело в страхе посмотреть на себя и свою жизнь с точки зрения вечности, в страхе менять свою жизнь, чтобы быть с Богом. Но говорят о строгих батюшках и бабушках, о какой-то напряженной атмосфере, о чуждости и непонятности происходящего в церкви. Конечно, нельзя отрицать, что такие внешние проблемы имеют место. И, мне кажется, та живая и здоровая приходская атмосфера, которая возникла в храме Антипы, в последнее время вдохновляет многие приходы не только Москвы, но и других городов.

Как-то так сложилось, что люди, составляющие причт храма, люди, которые в нем трудятся — это искренние, верующие и очень дружелюбные христиане. По-моему, это вообще естественно для христианина — гореть верой и любовью к Богу, к людям, к церкви, к общему делу. Речь не о каких-то идеальных людях. Мы все — обычные кающиеся грешники. Но, на мой взгляд, озвученные характеристики — это базовые качества православного христианина. Мрачные лица, отсутствие радости, активности, жизни, готовности принять каждого — это не традиция. Раздвигать рамки можно и нужно там, где они наши собственные стереотипы».

Однажды представитель команды Антипы выступал на дизайн-конференции, и его там завалили вопросами на тему «а что, так можно было?». В кафе-трапезной не пирожки и чай из пакетиков, а вкусный кофе и круассаны с лососем. На футболках минималистичная вышитая буква А, которую придумали как-то сами, случайно. К каждому церковному празднику разрабатываются украшения в богослужебных цветах. Ежемесячно выходит бесплатная приходская газета с уникальными обложками, а материалы в соцсетях оформлены модными дизайнерами.

Роман Родивилов, 29 лет, дизайнер IT-департамента в «Сбере»:

«Приобщение получилось через профессию: я уже около двух лет помогаю Антипе с визуалом. Изначально пришел верстать газету, со временем стал ее художественным руководителем. Сейчас веду один из проектов храма — AntipaPress. К слову, рекомендую всем графическим дизайнерам попробовать себя на церковном поприще — это удивительный опыт и непаханое поле для экспериментов, к которым многие представители церкви открыты и готовы.

Для меня атмосфера храма формируется из двух вещей: его древности (можно сказать, намоленности) и умонастроения прихожан. Антипа в этом смысле — уникальное сочетание. Сердце храмового комплекса — древний двухапсидный (большая редкость, в Москве он такой один) храм XVI века. А душа — люди. Преимущественно здесь мои ровесники, с которыми мне легко и свободно.

Православие не социальный и не политический проект, а живая вера, открытая разным людям с разным мировоззрением. На сегодняшний день существуют очень разные приходы с разными нарративами — каждый может выбрать по уму и по сердцу. Приходы разные, но существуют они во имя единой истины и в этом плане в церкви гораздо больше свободы, чем вне ее. Чем ближе к истине, тем свободней».

В храме Антипы четыре придела в разных стилях и очень много красоты: реконструкция началась в 2005 году при предыдущем настоятеле, священнике Дмитрии Рощине. Сейчас продолжается: фрески и иконы художников-иконописцев Ирины Зарон, Антона Дайнеко, Романа Лоборука. Облачения священников от модельера церковных облачений и руководителя студии «Артодокс» Ярослава Стародубцева. Мозаики Дениса Иванникова, руководителя Московского мозаичного цеха, которые также можно увидеть в кафе и открывшемся весной 2024-го доме причта — еще одного проекта в экосистеме Антипы, где работают трапезная и церковная лавка, проводят выставки и лекции. Денис Иванников, который стал арт-директором Антипы, говорит о желании показать, что церковная жизнь — это нормально, естественно и современно.

Наталья Крутилина, 40 лет, сотрудник выставочного отдела ГМИИ им. А. С. Пушкина:

«С храмом Антипы меня связывает территориальная близость. В тот момент, как я здесь оказалась, в музее я практически жила. Наш храм представляет собой много эпох, от ХVI века до наших дней, такая ожившая современность. Для меня, как для человека с архитектурным образованием, это и есть современное откровение православия. Господь знает, через что прикоснуться к сердцу каждого из нас.

Атмосфера здесь рождается и на наших глазах приобретает формы, мы просто с предвкушением наблюдаем и по мере сил поддерживаем этот процесс. Есть мы, современные люди: пьем чай не из самоваров, носим модные вещи, смотрим кино, интересуемся искусством, читаем книги, растим детей, заботимся о родных и близких. Каждый из нас занимается своими делами, но мы точно знаем: что бы ни происходило, в воскресенье мы встретимся в служении литургии, и в этой верности — наша сила. Разве может быть что-либо ближе встречи в молитве?»

Среди прихожан много людей известных и медийных, но и известность, и медийность остаются за дверями храма. Дирижер Филипп Чижевский периодически поет в хоре, актер Илья Любимов служит алтарником, композитор Демьян Курченко отвечает за концерты, которые устраиваются на праздничных маркетах во дворе храма. Есть и собственный музыкальный проект «Слово О», в котором они вместе с отцом Андреем Щенниковым объединили эмбиент и церковное песнопение.

Дарья Тисвенко, 24 года, журналист, корреспондент телекомпании «Мир»:

«В Антипе, конечно, особенная атмосфера — срывающая некоторый шаблон относительно православия. Здесь чуть больше свободы, если будет корректно так выразиться. Но свободы не взбалмошной и бунтарской. А какой-то свежести, юности, творчества и принятия. И это все так искренне, так естественно и по-настоящему, что здесь просто хочется быть.

Православная эстетика в тренде. И пусть поначалу это кажется чем-то поверхностным, но и через такую историю люди могут прийти к Богу. А это главное. Внутреннее ощущение, что обострились поиски высших смыслов в обществе в 2020 году, а усилились в 2022-м. Эпидемия, военные конфликты, концентрация смерти — все это показывает хрупкость жизни земной и заставляет искать более прочные опоры. А опоры прочнее Бога просто нет».

Фото: @antipacafe, Shakko / Wikimedia Commons, предоставлено героями статьи