Самой природой, если позволите, китайским машинам было определено место на современном авторынке — они должны были стать идеальными гаджетами, такими, которые ничего о себе не кричат и не создают потребителю никаких проблем. Эдакими гаджетами-невидимками, о которых ничего нельзя сказать кроме того, что они есть и хорошо работают.
Для подобной роли машины из Поднебесной подходили бы исключительно, ведь у них нет никаких традиций. Нет, например, обязанности держаться шизофреничного алгоритма управления светом и сиденьями, как у немцев, или оставаться приверженцами дизайнерских канонов, тянущихся со времен конных экипажей, как в любом понтовом седане и спортивном купе. Китайцы были свободны от всей этой шелухи, и они могли бы делать идеальные с точки зрения удобства машины без кошмарных по современным нормам тахометров, занимающих половину приборной панели, и без мелкого шрифта и мизерных иконок на огромных мультимедийных экранах. Короче, без главенства дизайна над здравым смыслом, без идеологии: «Я очень известный и крутой бренд, наслаждайтесь моим идиотизмом и не забудьте за него доплатить». Эта формула всегда работала. Когда ты отвалил кучу денег, то волей-неволей начинаешь любоваться каждой деталькой, обсасывать ее и обсуждать с другими, становясь волей-неволей амбассадором бренда, его рекламным агентом. На этом фоне китайцы были обязаны создать автомпром нового типа. Сделать своей мантрой «Сел, завел, поехал, не заметил, как оказался в нужном месте, что тебе еще нужно?».
Они не смогли. Вот я сажусь в недавно обновленный китайский кроссовер, пытаюсь включить AppleCarPlay и через несколько попыток понимаю, что нужен провод. То есть я должен иметь с собой шнур и искать, куда бы его воткнуть. Это в то время, когда нужно просто нажать кнопку «Пуск» и влиться в поток, на ходу решая другие, гораздо более важные вопросы. Я готов подключиться к любым проблемам текущего дня, кроме задачи тыкать шнуром в отверстие, тем более что никакого шнура я с собой, разумеется, не ношу (позднее я выяснил у менеджера салона, что шнур здесь ни при чем, а моя модель телефона почему-то не поддерживается китайской мультимедийкой, что тоже не утешает).
Не получается у китайцев сделать беспроблемный автомобиль даже в самых примитивных его проявлениях. Возьмем функцию подогрева руля в рамках брендов от одного китайского концерна. Мы увидим, что у одной модели кнопочка подогрева прямо на руле, у другой можно запрограммировать такую кнопку, у третьей эта функция в меню в разделе «подогрев сидений», у четвертой уже в разделе «климат», у пятой в общих настройках автомобиля, у шестой надо свайпнуть по экрану сверху вниз и обнаружить ее там!
Китайцы скупили всех известных дизайнеров люксовых брендов. Они выпотрошили Mercedes и Porsche. Забрали Джайлса Тейлора из Rolls-Royce, Штефана Зилаффа из Bentley и Уэйна Берджеса из Jaguar. Но в простейших потребительских функциях остались на дне. Зачем покупателю китайской машины дизайн от Кристофера Роудса из Daimler, если он не может подключить телефон и найти обогрев руля?
Недавно я прочитал книгу «Китайцы: руководство по применению», ее автор Алексей Рязанцев рассказывает о своем пятнадцатилетнем опыте работы в Поднебесной. Он постоянно повторяет, что в китайских компаниях в принципе отсутствует системный подход. Там все зависит от конкретного человека — босса или владельца, все процессы «в середине» и «внизу» ориентированы на него. В итоге если конкретный владелец не озабочен тем, что в России люди мучаются от того, что их заставляют искать шнур вместо того, чтобы наслаждаться утренним кофе, то ничего не будет сделано.
Система — это постоянная обратная связь от потребителей и исправление ошибок. Китайцы это делают, но от случая к случаю, что подтверждает чехарда с одной и той же функцией в рамках моделей одного концерна. Надо приготовиться к тому, что это не временная проблема, это будет постоянно, поскольку никто не в состоянии изменить китайский подход к ведению дел.
Вот и получается, что автомобили из Поднебесной, несмотря на высочайший уровень отделки, приличное качество комплектующих и мирового уровня дизайн, постоянно беспокоят владельца по пустякам. Ты покупаешь красивый китайский кроссовер с дизайном от Хакана Саракоглу из Porsche или Кевина Райса из BMW, прельщаешься отменной музыкальной системой от Sony, коробкой-автомат от Aisin… Но эта машина не дает тебе расслабиться, освободить голову и отдаться повседневной жизни. Она постоянно забирает внимание на себя из-за проблем с неправильно переведенным меню, жутким алгоритмом регулировки климата, еле различимыми иконками жизненно важных функций и прочим.
Возьмем регулировку громкости звука на одном из китайских внедорожников ценой 15 млн рублей. Она выполнена в виде скользкого барашка, на который, чтобы его провернуть, приходится сильно жать, а при нажатии этот барашек уже переключает трек. На более дешевом кроссовере можно обнаружить какой-то издевательский алгоритм активации потока музыки с телефона. Во-первых, нужно найти иконку, на которой написано «радио», во-вторых, зачем-то нажать на нее, когда радио тебе не нужно, и, в-третьих, неожиданно попасть на надпись «музыка по Синий зуб». Надо ли говорить, что затем, если тебе понадобится радио, придется пройти весь этот путь задом наперед. Покажите мне менеджера, который проводил финальное тестирование и по итогу решил: это прекрасно, русским парням будет чем заняться, ведь они должны постоянно двигаться в холодном климате. Кто этот менеджер? Он никто. Все приоритеты в китайских компаниях транслирует босс, а среднему звену абсолютно фиолетово, что получает потребитель. Только босс может сказать: ребята, пойдите и сделайте все нормально, что это за «музыка по Синий зуб», вы сдурели? Но шефу не до этого, у него вечером караоке, потом нужно детей устраивать где-то в Лондоне учиться или он тухлого скорпиона съел на завтрак.
Человечество сильно изменилось после ковида. Это раньше люди боготворили бренды, а теперь все, чего хочет человек, это тепло под задницей, любимые треки в мультимедийке и чтобы ни о чем не думать. Количество стрессов начиная с 2020 года зашкалило, и народу катастрофически не хочется никаких проблем даже на микроуровне. Так сделайте людям рабочий климат, удобные обогревы, беспроблемную музыку и навигацию. Дайте каждой из этих функций по отдельной большой кнопке на видном месте. Это ведь не задача уровня двигателестроения, это элементарная проблема, которая десятки лет назад уже решена в любом бытовом приборе типа мясорубки. Почему это не могут реализовать производители китайских автомобилей? Потому что они не приняли своего природного предназначения. Отказались от той миссии, что была уготована им судьбой. Свернули на дорожку, проторенную другими, то есть потратили все деньги на европейских дизайнеров и теперь кричат всему миру, что они «поднялись». Действительно, успехи китайского автобизнеса впечатляют. Однако они не делают лучше жизнь обычного человека, уставшего от стресса. Они только добавляют проблем. Пусть мелких, но постоянных и дико раздражающих.