Антон Морван

Почему вчерашние студенты не могут устроиться по профессии?

6 мин. на чтение

Скоро по всей стране начнется череда выпускных в вузах, колледжах и техникумах, а вчерашним студентам предстоит продавать свой труд как дипломированным специалистам. Кто-то уже заранее знает, куда пойти, кто-то уже работал по своему профилю, но таких далеко не большинство.

«Отучилась на журналиста-международника, а приходится сочинять всякую фигню про бытовую химию», — жалуется знакомая, которая больше двух лет после вуза не может найти себе применения в СМИ, куда так хотела со школы. Но ей еще повезло — девушка, как ни крути, работает с текстами, пусть и несколько специфическими. Тут как в одной занятной книжке Алена Роб-Грийе: «Вчера это была драма…  Сегодня достаточно щепотки диастазического средства фирмы “Джонсон”, и ковер как новенький».

А вот у кого драма, так это у тех, кто юношеский запал затратил на годы обучения на профессию мечты, а в итоге устроился бариста или курьером. Один парень — знакомый знакомых — всерьез собирался заниматься микробиологией, был одержим всякими инфузориями-туфельками, отучился в МГУ на бюджете, но говорит, что в науке заработать невозможно. Молодому человеку пришлось вместо научной лаборатории садиться на мопед и колесить по Москве, развозя пиццу. На науку времени не осталось, и теперь его уже не прельщает корпеть над микроскопом и чашками Петри — выгорел.

Другая история: студентка МАРХИ подрабатывала в небольшом бюро и выполняла индивидуальные проекты, но в какой-то момент ей надоели дурновкусие заказчиков, которым хотелось, чтобы «было боХато», и невозможность реализовать свои проекты. В итоге, получив заветный диплом архитектора, она…  открыла ИП и занимается курсами английского.

Каждый третий выпускник вуза не может найти работу по специальности, недавно рассказал глава Headhunter Дмитрий Сергиенков. По его мнению, бизнес и образование сейчас развиваются в разных плоскостях: в университетах часто учат не тому, что нужно работодателям. Это приводит к тому, что 30% выпускников вообще не могут найти работу после окончания вуза, а 60% приходится работать не по специальности. В то же время страдают и наниматели: 60% не могут найти выпускников с нужными навыками и компетенциями.

Как рассказала «Москвич Mag» руководитель молодежного направления hh.ru Ирина Святицкая, проблема занятости выпускников напрямую связана с профилем полученного образования. Работодатели чаще всего нуждаются сейчас в выпускниках технических вузов (53%). Соответственно, для них поиск работы по специальности более простая задача, чем, например, для выпускников юридических вузов (о спросе на них заявляют только 11% компаний).

«В последние несколько лет рынок труда находится в состоянии кадрового дефицита, что в целом создает благоприятную обстановку для трудоустройства выпускников разных вузов и направлений, — рассказала Ирина Святицкая. — Однако потребность в кадрах и конкуренция за рабочие места существенно отличаются в зависимости от сектора экономики, от профессии, поэтому часто выпускники вузов работают не по той специальности, на которую учились. Как показывают опросы соискателей, в процессе учебы большинство студентов обычно рассчитывают найти работу по специальности (55% по РФ и 56% в Москве), а у некоторых она уже есть (15% по РФ и 21% в Москве). Но велика и доля тех, кто, еще будучи студентом, точно решил, что не будет работать по специальности (25% и 19%). Стоит отметить, что более трети работодателей оценивают уровень профессиональной подготовки выпускников-соискателей как низкий (39%), 48% — как средний и только 8% считают уровень подготовки выпускников вузов высоким».

По имеющимся в распоряжении «Москвич Mag» данным hh.ru, в марте самыми востребованными специалистами в Москве стали менеджеры по продажам и обслуживанию клиентов (19% от всех вакансий) и IT-специалисты (14%). Однако в общей массе вакансий на потенциальных выпускников приходится до 50% предложений работодателей.

Данные Headhunter косвенно подтверждает карьерный эксперт центра «Профессии будущего» Мария Васильева. По ее словам, в базе их организации имеется более 500 тыс. вакансий из всех отраслей экономики для специалистов с разным уровнем квалификации и образования. Больше всего (свыше 150 тыс.) — в сфере торговли и финансов. Это менеджеры по продажам, продавцы-консультанты, брокеры, специалисты по работе с маркетплейсами и мерчандайзеры, трейдеры, финансовые аналитики, а также менеджеры по кредитованию. Далее идут строительство и промышленность (всего более 100 тыс. вакансий) — здесь сильнее всего существует потребность в инженерах, технологах и высококвалифицированных рабочих.

Более 50 тыс. вакансий в центре «Профессии будущего» предлагает сфера услуг: администраторы, официанты, парикмахеры, турагенты и секретари. Еще более 40 тыс. предложений открыто в транспортной отрасли (инспекторы транспортной безопасности, водители и специалисты по организации перевозок).

В модном IT-секторе, как отмечает Мария Васильева, спрос на опытных разработчиков и аналитиков «значительно превышает предложение». Всего в этой отрасли имеется почти 40 тыс. вакансий тестировщиков, аналитиков данных, веб-дизайнеров и специалистов по кибербезопасности.

Но главное заключается в том, что выпускникам колледжей проще найти работу, чем вчерашним студентам вузов, констатирует Васильева: «В 95% случаев они трудоустраиваются сразу после окончания обучения. Это связано с тем, что уже с первого курса они начинают нарабатывать практические навыки, проходить стажировки и практику у работодателей и по окончании обучения становятся готовыми специалистами, которым легче найти подходящее рабочее предложение. <… > Примечательно, что 75% вакансий на московском рынке труда для специалистов со средним профессиональным образованием».

И тут цифры спроса, мягко говоря, не бьются с предложением. По информации Мосстата, осенью 2024-го (на начало этого учебного года) в вузах города обучались 990,3 тыс. студентов, а среднее образование получали только 287,4 тыс. человек, то есть соотношение примерно 22,5% на 77,5% в пользу вышки.

По данным правительства, в 2024 году по программам бакалавриата и специалитета выпустились около 823 тыс. человек, но только 68% из них были трудоустроены по состоянию на ноябрь прошлого года. Если брать прошлогодних выпускников педагогических вузов, то здесь цифра еще меньше: по данным Минпросвещения на конец октября, только 46,7% молодых педагогов получили работу (в заявлении профильного министра Сергея Кравцова не сказано, о чем конкретно идет речь — трудоустройстве по профессии или всего).

«Одной из причин трудностей при трудоустройстве является недостаток практического опыта у выпускников, — отмечает в беседе с “Москвич Mag” руководитель практики развития и продвижения бренда работодателя группы компаний Ancor Виктория Старостина. — Многие работодатели предпочитают кандидатов с опытом работы, что ставит выпускников в менее выгодное положение. <… > Молодые специалисты часто сталкиваются с разрывом между академическими знаниями и требованиями бизнеса. В свою очередь работодатели в связи с вызовами внешней среды вынуждены подбирать сотрудников, которые могут включиться в процессы без долгой адаптации. При этом некоторые компании, имеющие ресурсы для работы с молодежью, делают акцент не на опыте, а на потенциале, гибкости и обучаемости».

Представитель вузовского сообщества — сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» и экс-замминистра труда и занятости РФ Павел Кудюкин в разговоре с «Москвич Mag» признался: ничего нового в том, что часть вчерашних студентов трудоустраивается не по профессии, нет: «Ни вуз, ни среднее профессиональное учебное заведение не выпускают работника, который тут же готов работать на любом месте, более или менее соответствующем его профессиональному выбору. Ясно, что всегда требуется некая доводка молодых кадров на рабочем месте. Кто-то с этим справляется быстрее, кто-то медленнее. То, что человек, получив образование, обязательно должен работать в соответствии со специальностью, которая прописана в его дипломе, а то и по узкой специализации — это некоторый фетиш. Главное, чему учит высшее образование — умению учиться и доучиваться. Например, у меня в дипломе написано “историк, преподаватель истории и обществоведения со знанием иностранного языка”. Я могу работать историком-исследователем и преподавателем, но в жизни мне приходилось быть социологом, государственным служащим и специалистом по госуправлению. Часть этих работ вроде бы не по специальности, но они вписываются в рамки широкого гуманитарного и обществоведческого спектра. А с формальной точки зрения значительную часть жизни я работал не по диплому».

По его мнению, сегодня при дефиците определенных работников, а не рабочих мест, возникла «диспропорция между потребностями рынка труда и профилем выпускаемых студентов». Другой момент, по мнению Кудюкина, заключается в том, что определенной части выпускников не удается найти «не просто работу по специальности, а устраивающую их работу по специальности с устраивающим уровнем оплаты труда и прочими условиями»: «Мы имеем дело с несколько завышенными запросами молодых людей и девушек, которые только выходят на рынок труда, относительно их реальных возможностей».

В итоге довольно противоречивыми становятся пожелания работодателей: они предпочитают, с одной стороны, брать довольно молодых сотрудников, а с другой — с как можно бóльшим опытом работы. Хотя сейчас, констатирует Павел Кудюкин, тенденции меняются, и некоторые компании отдают предпочтение квалифицированным работникам предпенсионного и даже пенсионного возраста. Это, по мнению собеседника «Москвич Mag», отчасти является ответом на дефицит кадров, когда квалификация важнее, чем возраст.

Фото: кадр из фильма «Дьявол носит Prada», 2006

Подписаться: