search Поиск
Екатерина Колодная

Почему вы должны меня знать: автор украшений ручной работы из керамики Катица Лишка

5 мин. на чтение

Я родилась в Белграде. Сейчас это столица Сербии, а раньше Белград был столицей Югославии. Поэтому точнее сказать, что родилась я в Югославии.

Моя мама очень хорошо шила, у нее было ателье. Лет с десяти я работала в нашем ателье: делала все, что мама просила. Она меня многому научила, в первую очередь шить, конечно. Мама мечтала передать мне свое дело…  Мне нравилось работать: приезжали люди, делали заказы. Заказчики были разные, и среди них одна девушка-архитектор. Девушка была очень красивой и такой интересной для меня, что мне тоже захотелось стать архитектором. Уже тогда я немного рисовала и поступила в архитектурный колледж. Однако, окончив его, поняла, что я не Ле Корбюзье, выдающихся успехов в области архитектуры не достигну и потому позже поступила в строительный институт.

После института меня приняли на работу в большую и известную во всем мире компанию «Гоша холдинг корпорация». Мне поручили проектировать Дом культуры в Белграде, который стоит до сих пор. Позже меня поставили руководить — координировать работу стройки. И я поняла, что это мое, я хочу заниматься только этим. Когда идет строительство твоего объекта, ты должен думать и помнить обо всем. Контролировать каждый миг, держать обзор на все 360 градусов. И сегодня, когда я вижу стройку, чувства такие, как когда вспоминаешь свою первую любовь. Ведь я проработала в строительстве 35 лет…

В Москву я приехала в 1997 году. Тогда мне было важно круто изменить свою жизнь. Я приехала работать, строить «Экспоцентр». Сначала думала, что задержусь здесь на три месяца, потом еще на три, да так и осталась жить в Москве. Позже получила заказ на руководство строительством зданий для ресторанов сети «Макдоналдс». Всего с моим участием построено 18 «Макдоналдсов» в Москве и Подмосковье. Так я работала и строила в Москве почти 20 лет.

С годами я достигла хороших результатов в своей профессии, но в какой-то момент поняла, что работа стала меня тяготить. А то, что уже построено с моим участием, пусть стоит века и служит людям.

Чем я буду заниматься дальше, еще не знала. Все пришло само собой. Я купила квартиру и, обустраивая ее, увидела в магазине люстру из керамики. Опа! Я же могу это сделать. Когда-то немного обжигала глину и чуть-чуть знаю процесс изготовления керамики. Люстру, правда, пока еще не сделала, но керамикой теперь увлечена на всю жизнь.

Для начала, а прошло уже без малого восемь лет, я нашла мастера, у которой училась и учусь. Это Анна Ведара, керамист с традициями, у которой еще прапрадед и прадед были гончарами. В ее мастерской мы вместе работаем и обжигаем предметы в одной печке.

Сначала тарелки и кувшины, которые я делала, раздаривала друзьям и знакомым. А потом Анна пригласила меня на ярмарку в Калининград. «Зачем?» — подумала я, ведь свои изделия я не собираюсь продавать. Но поехать узнать, понять, что это за ярмарка, мне хотелось.

Атмосфера на ярмарке мне очень понравилась, понравились люди. А в последний день ко мне подошла женщина, с восторгом высказалась о моих работах и пригласила на форум «Сон в летнюю ночь» в прибалтийский Зеленоградск. Я сдала билет в Москву и поехала в Зеленоградск. Из интереса. Оказалось, что это был очень хорошо организованный фестиваль. К тому же на мои украшения, а я только начала делать украшения из керамики, обратила внимание известный дизайнер Светлана Гнатуш. Она рассмотрела мои изделия и сказала: «Никто не делает украшения из керамики. Никто не делал, а ты сделала. Делай! Ни у кого такого нет».

Вот так! Ничего случайного в жизни не бывает. Я так считаю.

На той выставке в Зеленоградске у меня купили много украшений. И что важно: среди покупателей были сами керамисты и художники. Там, можно сказать, я получила профессиональное признание.

Кроме украшений в моем арсенале подсвечники, мыльницы, предметы интерьера для дома и ванных комнат, чашки, тарелки, блюдца, подносы, разные рыбы. По какой причине даже не знаю, почему люблю рыб. Дома у меня сейчас плавают две пираньи из глины. Делаю также мини-скульптуры, плитку для ванны и однажды даже сделала изразцы для фасада церкви. И бусы, бусы, бусы…  А с недавнего времени и кольца.

На сегодняшний день я сделала, наверное, несколько тысяч бус. Все раскупили, все носят. У каждой женщины они особенные. У меня нет ни одного повторяющегося изделия. Никогда не делала под спрос, всегда от себя, как чувствовалось, как хотелось на данный момент.

А с кольцами вышла такая история. На одной выставке ко мне подошла пара и спросила, можно ли сделать для них обручальные кольца. Замерев на секунду, я ответила: «Да, только сделаю так, как я вижу». Пара согласилась. Это был мой первый опыт. Им понравилось, а я заинтересовалась и стала экспериментировать и делать новые предметы — кольца.

С керамикой провожу постоянные эксперименты. Например, смешиваю низкотемпературную и высокотемпературную глину, и когда она проходит обжиг, получается очень интересно. Керамика выглядит как металл. К примеру, я говорю Анне: «Хочу сделать так-то». Она в ответ: «По технологии так не делается, но если хочешь — попробуй». У меня в характере есть такое: хочу попробовать не так, как принято, иначе. И каждый раз у меня получается открытие. Поэтому у меня все немного не так, как по классике.

Но самое интересное происходит, когда открывается печь для обжига. Это адреналин. Никогда не знаешь, что и как получится наверняка. И каждый раз по-новому. Я приблизительно знаю, что хочу получить в итоге, а получается еще лучше. Это настоящий азарт. Мечтаю купить для себя печку. Пока же пользуюсь печкой в мастерской у Анны.

Если ты постоянно делаешь одинаковые вещи, то как будто находишься в болоте. Я такое видела. На Байкале хороший художник-керамист сделала потрясающее украшение и стала, как на конвейере, гнать одно и то же…  Алло! Ты дальше движешься? Ты нашла вот этот ход и теперь только так? Зачем? Самое важное, когда ты творишь — делать еще шаг вперед. Это мое мнение.

Я люблю общаться, узнавать новое, пробовать, ездить по стране на разные фестивали, ярмарки, мастер-классы. В этом году побывала в Томске на фестивале керамики, в Калининграде на Балтийском фестивале, была в Шушенском. Потом на симпозиуме по керамике с преподавателями из Красноярского художественного института. Там же, в рамках симпозиума, проводилась выставка моих работ. Еще одна моя выставка прошла и в Зеленоградске на ежегодном форуме «Культура России». На нем я выступала с докладом.

Сейчас когда я думаю обо всем, что произошло в моей жизни, понимаю: всегда со мной рядом были и есть настоящие мастера, люди, которые готовы делиться секретами профессии или ремесла. Сначала были инженеры, строители, очень хорошие специалисты. Потом появилась Анна Ведара, открывшая для меня мир керамики, научившая секретам технологии и мастерства и поддерживающая мои эксперименты. Потом дизайнер Светлана Гнатуш сподвигла меня заниматься керамическими украшениями. Все сложилось вроде бы спонтанно, но, с другой стороны, как будто закономерно.

Еще люблю готовить. Сербская кухня очень вкусная. Главное на столе — блюда из мяса и хлеб. Очень важно уметь печь хлеб. Хлеб — это основа кухни. В Сербии тесто до сих пор готовят в керамической посуде, а выпекают в специальных керамических формах. Раньше было стыдно, если кто-то сам делал керамическую посуду. Считалось, что это от бедности. У тебя нет денег купить готовую. Сейчас люди специально сами делают посуду или покупают керамику ручной работы. Теперь это изыск. В Сербии даже есть такое село, где мужчины и женщины специализируются на изготовлении глиняной посуды. Женщины, именно женщины, выбирают глину и раз в году мастерят специальные формы для выпекания хлеба. А мужчины делают разные кувшины: маленькие, большие и огромные, до 80 см высотой. Их можно ставить на огонь.

Если спросить меня, что самое сложное в работе? Для меня в самом процессе ничего сложного нет. А вот когда я тащу эти изделия на выставки и ярмарки…  Керамика много весит. Вот это трудно.

А что самое главное? Чтобы я была довольна тем, что сделала.

Фото: Александр Лепешкин

Подписаться: