Меня зовут Александр Байкин, и я являюсь автором YouTube-канала «PRO Роботов», самого популярного медийного ресурса в России по робототехнике. У нас более 160 тыс. подписчиков на русском YouTube-канале и 200 тыс. подписчиков на англоязычном.
Я родился в Москве, мое детство прошло в 1990-х. Я очень благодарен родителям, школе, спорту и друзьям, что меня не затянуло в водоворот тех событий и я получил хорошее математическое образование в школе.
Я поступил в МГТУ им. Баумана на факультет робототехники и комплексной автоматизации. После окончания института я пошел в айти, как и почти все наши выпускники, потому что тогда в России никто не занимался роботами.
Проработав несколько лет в айти, я понял, что это потолок. Что дальше? Идти в бизнес? Нет, не мое, не хочу. Переходить в другую, более крупную компанию на эту же должность? А что там? Проходить опять тот же путь? Наверное, тоже не хочу.
На то время у меня было очень много связей и знакомых в этой области, и я придумал сделать YouTube-канал, где я бы брал интервью у руководителей компаний и экспертов в этой области.
Но, к счастью, четыре года назад состоялась судьбоносная встреча наших выпускников, где я рассказал о своей идее. И один друг, Андрей Васильев, основатель компании «Видеоглаз», сказал, что айти — это уже прошлое: «Не хочешь вспомнить, чему нас учили, и сделать видеоблог про робототехнику?» Я подумал, проанализировал популярные научпоп-YouTube-каналы и понял, да, это тема! И чем больше я погружался в эту область, тем больше понимал, что это дико интересно, всегда есть о чем рассказать и это, безусловно, будущее, которое выстрелит.
Проанализировав научпоп-каналы, у которых было 500 тыс. и миллионы подписчиков, я думал, что уж 500 тыс. подписчиков я наберу за год. На тот момент про роботов на YouTube никто не рассказывал, мы были первыми, кто об этом заговорил в русскоязычном пространстве. И я создал канал вместе со знакомым оператором, Андреем Букиным. Канал назывался тогда иначе — «Байки PRO Роботов». Это созвучно с моей фамилией и отражало идею блога.
Но… реальность оказалась намного сложнее. Мы пришли на YouTube и ничего о нем не знали. Не знали, как правильно делать видео для самого популярного видеохостинга, как продвигать и оптимизировать видео. Сейчас даже страшно иногда смотреть наши первые видео, но они все так же хранятся на канале.
Первый год — полтора мы потратили на то, чтобы узнать YouTube, пробовали разные форматы, брали консультации у экспертов, набирали команду. Мы поняли, что лучше заходят короткие видео на 10–15 минут, нашей находкой стал формат новостей, где мы рассказываем про новинки за неделю или две, он нам позволил расти быстрее. Был даже какой-то момент, когда я хотел все бросить: прошел год, а у нас несколько тысяч подписчиков и мало просмотров. На тот момент я вложил много своих денег и времени, а выхлопа все не было.
Иногда наступает время морального истощения, когда не видишь новых целей или не получается что-то с достижением текущих. Тогда мне очень помогали мотивационные тренинги или конференции. Например, я прошел тренинг Игоря Манна «Номер 1», жизнь заиграла новыми красками, а энергия так и перла, чтобы делать что-то новое.
За первые полтора года мы набрали всего 10 тыс. подписчиков, но дальше пошло бодрее. В конце 2019 года мы получили первый буст от YouTube, и подписчики росли на глазах. За следующие два года мы набрали уже 127 тыс. подписчиков, и к нам пошли рекламодатели. То есть мы уже получаем доход не только от YouTube, но и от рекламных интеграций и оплаченных съемок компаний или роботов.
В первом квартале 2020 года мне написал Денис Маш из Германии, он уехал туда из России много лет назад. Сказал, что давно смотрит наши видео, и предложил вместе сделать канал на немецком. Я понял, что немецкий язык не так популярен в мире, как английский, и предложил открыть канал на английском, тем более что такие мысли у меня были давно. И вот 4 апреля 2020 года мы открыли канал на английском языке PRO Robots. И он стал дико успешным: каналу нет еще двух лет, а на нем уже 200 тыс. подписчиков. Конечно, к этому времени мы узнали, как работать с YouTube, какой формат заходит, как продвигать. Можно сказать, что если контент заходит на русском канале, то он зайдет и на английском. Я думаю, это хороший пример, когда российский проект успешно выходит за рубеж.
Сейчас мы полностью прибыльный проект: хватает денег и на развитие, и на текущие расходы, и даже остается.
Надо сказать, что YouTube для меня не столько про деньги, подписчиков, лайки и популярность, хотя уже узнают в самолете, например, и, не буду кривить душой, это приятно. Мне канал дал возможность самореализоваться, я думаю, что мое призвание — это обучать людей и передавать свои знания. Также я познакомился с десятками интереснейших людей, такой возможности у меня не было, если бы не канал. Вообще люди — это самое главное в любом проекте, а связи помогают решить многие вопросы. Мне повезло, я встретил замечательных партнеров по каналам и отличных сотрудников, кто создает контент и работает над проектом, а это уже больше десяти человек.
Планов больше, чем может уместиться в 24 часа в сутки.
Недавно мы с Алисой Конюховской, председателем правления НАУРР (Национальная ассоциация участников рынка робототехники), открыли проект RoboJobs, который оказывает услуги для робототехнических компаний: поиск сотрудников, PR и аналитика рынка. В ноябре 2021 года мы выпустили Карту сервисной робототехники, в которую вошли более 270 компаний из России. Будем развивать этот проект, видим востребованность: в робокомпаниях не хватает кадров, не всегда знают, как продвигать свои проекты, и у нас уже есть планы на несколько аналитических исследований на 2022 год.
Мы также создали YouTube-канал на испанском PRO ROBOTS — Robots, IA y tecnologías del futuro и надеемся, что он станет таким же популярным, как и английский.
План на 2022 год — еще начать выпускать видео на китайском языке на их видеохостинге. К сожалению, YouTube у них закрыт.
Надеюсь, что границы откроют и мы сможем радовать наших зрителей собственными репортажами о роботах и конференциях из-за рубежа.
Фото: из личного архива Александра Байкина