Анастасия Барышева

Почему вы должны меня знать: библиотекарь и популяризатор комиксов Андрей Дроздов

6 мин. на чтение

Осень 1989 года. Первые видеосалоны. Тула. Вечер выходного дня, досуг с родителями. Мы идем смотреть что-то, что дают.

А давали тогда фильм с загадочным названием «Человек-Летучая мышь». Название, мягко сказать, ничего не говорившее для нашей семьи о том, что же в итоге мы увидим на экране.

И вот по прошествии двух часов с открытым ртом я вышел из салона с папой под засевшую в голове героическую музыку. Это позже я узнал, кто такой Тим Бертон и Денни Эльфман, а пока для меня это был культурный шок и невероятное открытие новой истории. Истории Бэтмена.

В девяностых Россия испытывала дефицит всего, надо ли говорить, что комиксы были не просто дефицитом, а некими артефактами, достать которые можно было разве что в Москве или Питере. Для Тулы, где я родился и рос, комиксы были невиданным зверем, и их ассортимент крутился вокруг Библии в комиксах и хаотично появлявшихся комиксов о медвежонке Бамси или подписки на комиксы о Микки Маусе и «Утиных историях».

Так я и жил. Бегая по всем точкам, где продавалась периодика, в попытке выцепить новые комиксы и коллекционируя все то, что могло так или иначе относиться к комикс-культуре.

Позже были нулевые и университеты, а также первые лицензии на супергероику от издательств «Эгмонт», «Ровесник» и ИДК. Супергерои DC comics и Marvel появились на прилавках отечественной розницы. Все это стало возможным благодаря тому, что Голливуд стал активно снимать кино по мотивам комиксов. Так герои графических историй и проникли в умы и сердца россиян, а уже потом как сопутствующий ущерб на рынке появились комиксы. Популярность комиксов в России напрямую связана с кинопрокатом. В нашей стране это история обратная, нежели чем на Западе. Там первичной историей являются комиксы и уже потом кино.

Окончив университеты, я двинулся на поиски работы. Питер, Москва, Тула, снова Москва, и всегда меня сопровождали комиксы. Отработав пять лет экономистом в сфере таможенного регулирования, я ушел в самоволку, точнее, во фриланс. Рисовал на заказ иллюстрации для рекламы в Москве, для периодики, книг, а также для европейских заказчиков. И продолжал серфить в Сети, изучая богатейший мир комиксов, или, как говорят французы, «девятый вид искусства». Изучая подноготную комикса, историю его становления в разных странах, от США до Японии, не проходя мимо России, Франции, Италии и Европы в целом, я пришел к выводу, что столько информации, важных дат, имен не должны быть лишь частью моего информационного багажа, и я решил создать курс лекций. Но работа внесла свои коррективы, и о лекционном плане пришлось на время забыть.

А спустя буквально полгода я получил судьбоносный звонок от директора библиотеки им. А. А. Ахматовой. Владимир Геннадьевич, друг и по совместительству мой начальник, но об этом позже, предложил мне принять участие в благотворительном проекте, став волонтером. Целью проекта было помочь семьям с детьми с особенностью в развитии, предоставить им полноценный отдых. Семьи с такими детьми, конечно, отдыхают, но на самом деле родители всегда в работе, в заботе, в опеке и в волнении, в напряжении и стрессе. Мы же должны были стать таким буфером. Пока родители отдыхают, мы работаем, учим, занимаемся с детьми. Проводим мастер-классы, спортивные занятия в тренажерном зале, купаем их в море, буквально на руках занося их в воду, ведь никакой инфраструктуры для таких случаев тогда почти не было.

Проект подошел к концу, и тут директор Ахматовки предложил мне принять участие в «Библионочи» (проект, созданный в ответ на «Ночь в музее», внезапно получивший теплый прием у москвичей и ставший одним из самых популярных и ожидаемых дней в библиотеках России): «Я знаю, как ты любишь комиксы, а расскажи нашим читателям, с чего все начиналось!» Так я попал в библиотеку. После лекции я вышел абсолютно мокрый. Восемьдесят человек с интересом слушали мой рассказ, презентация за неимением опыта постоянно слетала и отваливалась, нервы на пределе, но я выдержал, и, как в итоге оказалось, я зря переживал. Все прошло хорошо.

Позже библиотека закрылась на капитальный ремонт с полным переосмыслением функционала и идейной составляющей. Но чтобы о библиотеке не забыли и велась деятельность, связанная с книгой, Владимир Геннадьевич с партнерами создали проект «Библио-Лаборатория». Проект запустили на территории ЦСИ «Винзавод». На площадке проекта мы развернули настоящую библиотеку, вели регистрацию читателей и осуществляли книговыдачу, а также проводили мероприятия, нацеленные на популяризацию чтения. Встречи с авторами, выставки, презентации новых книг и т. д. И именно эта площадка стала своего рода стартом нашего проекта «Соберем библиотеку комиксов». Цель проекта проста: все, кто хочет, может перевести любую сумму денег на счет, и мы купим на эти деньги комиксы, или принести свои книги комиксов, и мы тут же вольем их в общий фонд библиотеки, для того чтобы жители Москвы, а также гости города могли бесплатно читать комиксы, которые по современным меркам довольно дороги.

За три года работы проекта было собрано около 2,3 млн рублей и приобретено свыше 3 тыс. книг комиксов. Надо заметить, что бюджетная часть составляет всего 32 тыс. рублей, вся остальная сумма складывается из пожертвований и подарков!

Сбор осуществляется просто. Я объявляю необходимую сумму: например, надо собрать 20 тыс. рублей, для того чтобы купить около 40 книг комиксов. Задаю срок, за который надо собрать эту сумму, к примеру, две недели. После того как сумма собрана, я покупаю необходимые книги, делаю выписки из банка, сканирую и создаю отчет о проделанной работе с полным списком купленной литературы и потраченных средств, которые я собрал в период акции.

Позже, после того как библиотеку открыли после ремонта и она приобрела статус самой современной и инновационной библиотеки Москвы, а может, и России, я переехал в ставшую уже SMART-библиотеку им. А. А. Ахматовой и продолжил там создание фонда комикса, но уже в рамках целого комикс-центра «BubbleТека».

Центр вызвал небывалый интерес у посетителей нашей библиотеки, и наш проект не остался незамеченным. Меня номинировали на конкурс профессионального мастерства «Московские мастера» по профессии «Лучший библиотекарь Москвы», итогом стало первое место среди библиотекарей Западного административного округа и второе место в общем зачете.

Ну а позже случилось то, на что я не рассчитывал: одна газета с самым большим тиражом напечатала огромную статью про меня на развороте и со мной на первой полосе под названием «Самый сексуальный библиотекарь Москвы».

Что тут началось! За август в библиотеке побывали все федеральные, и не только, телекомпании России. Как результат этой шумихи появился телепроект на телеканале «Пятница» в рамках программы «Пятница NEWS» под названием «Внеклассное чтение», где я рассказываю о самых актуальных, проверенных временем книгах и комиксах. На радиостанции «Маяк» в рамках программ «Пора домой» и «Физики и лирики» появился цикл встреч, во время которых я рассказываю об истории становления комикса как культурного феномена и индустриального рычага.

Осень 2019 года стала для нашего комикс-центра поистине эпохальной. Мы провели комикс-фестиваль «Гонка Супергероев», на котором жители Москвы встретились с российскими художниками и сценаристами комиксов, с писателями-фантастами и иностранными художниками, лучшими косплеерами и лекторами России.

Запустили проект «Поэты Серебряного века: графический роман», и первой ласточкой стал графический роман «Ахматова: 6 историй». Ведь в 2019 году мы отметили 130 лет со дня рождения великого поэта. Графический роман мы выпустили совместно с департаментом культуры города Москвы и издательством «Эксмо АСТ». Нарисовал этот роман Аскольд Акишин, а сценарий написал Деннис Двински. Книга получила теплый прием и отличную критику. Ведется работа над книгой комиксов «Гуми-Лев» и «Маяковский: как делать стихи». Это очень амбициозный и важный для нашей библиотеки проект. В планах — рассказать истории Марины Цветаевой, Осипа Мандельштама, Даниила Хармса и многих других великих деятелей российской культуры. Впервые в истории самого большого рок-фестиваля «Нашествие» при непосредственной поддержке наших партнеров — «Нашего радио» организовали на поле фестиваля первую библиотеку «Библиошатер». 1800 книг было роздано гостям фестиваля, прочитано 5 лекций, проведено 4 КВИЗа, гостями нашей площадки стали около 10 тыс. человек. Библиотека показала, что она интересна и на таком непривычном для нас мероприятии, как рок-фестиваль. Ведем разработку площадки «Библиошатер 2,0» на фестивале «Нашествие-2020».

Как уровень признания нашей деятельности стала номинация на премию «Headliner года» в номинации «Культура и искусство», и для нас стало огромным сюрпризом то (хотя мы и надеялись), что мы победили в нашей номинации. Тем самым доказав, насколько велики поддержка и уважение россиян к комиксам.

Мы, как герои комиксов, постоянно в движении, нас критикуют, нас любят, нас недооценивают, о нас знают и не знают ничего. Нас игнорируют, избегают, но раз за разом мы показываем значимость работы библиотеки и ценность искусства комикса, который доказывает свою состоятельность начиная с XIX века и по сей день. История комикса развивается по спирали, как и все искусство, а в нашей стране к этой спирали развития добавляются еще и американские горки военных, политических, экономических кризисов. Но мы, как настоящие герои комиксов, постоянно возвращаемся в попытке сохранить истории и память великих людей, так или иначе создававших комиксы в нашей стране, и я рад, что у нас есть огромная поддержка нашего читателя.

Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru

Фото: София Панкевич

Подписаться: