Я родом из Якутии, город Нерюнгри — родился и жил там до 16 лет. Потом я начал путешествовать: был в Новосибирске, где два раза пытался учиться в колледже. Один раз исключили, второй раз сам ушел, потому что нужны были деньги, не хотелось жить в общаге. Пошел на работу барменом в японскую сеть заведений. Поработал в Краснодаре и Крыму, а в марте 2018-го решил поехать в Москву.
В первый же день прилета у меня было назначено собеседование в ресторан, но парня из региона не хотели никуда брать. Я злился, не понимал, потому что для моего возраста у меня был хороший опыт — несколько лет работы в общепите по всей стране (бармен, администратор, управляющий). Для нанимающих это было не важно.
Время шло, деньги кончались. И чтобы хоть как-то жить, я решил пойти подработать курьером. Мне выдали футболку, рюкзак и назначили тестовую смену на метро «Тульская». Скоро я начал общаться с коллективом курьеров Яндекс Еды: мы создали чат, сделали свой стикерпак, начали брать больше смен. Для меня курьерство стало первой московской социализацией: появились постоянный круг общения и хорошие друзья.
Несмотря на то что моя первая работа в Москве не всеми считается престижной, я не стыжусь этого опыта. На самом деле среди курьеров есть много талантливых и умных людей разного возраста. У каждого бывают трудные жизненные ситуации: кто-то, будучи студентом, идет в курьерство, чтобы подработать, кто-то копит на свои мечты, работая в выходные. Мои бывшие коллеги сейчас управляют строительным бизнесом, работают в крупных IT-компаниях. А с одним курьером мы вместе начали расти и двигаться дальше в общепите.
Спустя некоторое время я понял, что засиделся, и снова стал откликаться на вакансии. Меня взяли управляющим в небольшой корнер на «Автозаводской». Была бешеная мотивация — хотелось показать все, что я умею. Через два месяца меня повысили, перевели на другую точку, а потом попросили открыть еще одну. Так все закрутилось. После коронавируса, когда все сидели без работы, я успел поработать управляющим на фудкорте, в смузи-баре, открыл свой онлайн-магазин носков, стал продавать велосипеды…
Обстоятельства сложились так, что в декабре 2021-го мой знакомый продал квартиру и сказал мне: «У меня есть деньги, а ты вроде неглупый человек, давай попробуем вместе что-то открыть?» В ту же секунду я озвучил идею с японскими панкейками, которые любил покупать у наших нынешних конкурентов. Так два друга стали партнерами и предпринимателями. Сняли помещение на условиях арендных каникул и начали ремонт. Нам нужна была специальная медная печь, которой нет ни в России, ни в СНГ. Найти ее получилось только у китайцев. Мы сделали ремонт, заказали оборудование. Все было готово к открытию, арендные каникулы закончились, и мы начали платить за помещение, а печь из Китая все не шла. Бизнес стоял просто так два с половиной месяца, мы сидели почти без денег. А когда оборудование доехало до нас, возникла другая проблема — никто не умел пользоваться печью и готовить японские панкейки. На тот момент в России их делали только наши конкуренты, и они хорошо контролировали свой персонал, чтобы информация о рецептах не утекла. Нам пришлось изучать ютуб — японский, корейский, тайваньский. На эксперименты мы потратили около 350 яиц, пока не увидели первый блинчик, немного похожий на панкейк. Мы взвешивали ингредиенты вплоть до одного грамма: 17 граммов муки, 14 миллилитров молока… Не получилось — пробовали 16 граммов муки, добавляли на грамм больше молока. В этот момент стало понятно, почему конкуренты держат свои рецепты в строжайшем секрете.
Тогда наше детище получило символичное название «Икигай». В переводе с японского — «миссия» или «смысл жизни». Но от этого названия пришлось отказаться: товарный знак уже был зарегистрирован. Сделали ребрендинг. Я очень люблю аниме «Наруто», где когда у главного героя что-то получается, он кричит: «Ятта!» Посыл откликается всему нашему пути. Так появилась кондитерская Yatta.
Интересно, что весь мой путь к бизнесу в Москве начинался с курьерства. Раньше многие были убеждены, что у курьеров едва ли не самая низкая зарплата, но во время пандемии это изменилось. Сейчас курьеры очень востребованы и получают хороший доход. Я зарабатывал курьером 80 тыс. рублей в месяц. Когда стал управляющим заведения в 2019 году, зарплата выросла до 90 тыс. с перспективой роста до 120 тыс. В 2024 году курьеры могут зарабатывать больше, потому что быстрее успевают доставить заказы на электросамокатах и велосипедах — когда я начинал, такого не было.
В 2023 году у гостей Yatta появился запрос на доставку по Москве и области. Интересно получается: раньше я сам был курьером и доставлял заказы из ресторанов, а сейчас другие курьеры забирают заказы у меня. Одним из железных правил нашей компании является вежливое общение с коллегами. В Yatta курьерам заряжают телефоны, предлагают воду, чай, кофе и угощают их сладостями.
Собственный бизнес научил меня верить в правильность своих решений, даже если они достаточно резкие. После смены локации нам было жизненно необходимо, чтобы вложения начали окупаться в первые месяцы. Свободных денег и вариантов «не сделать» не было. И все получилось — точка стала генерировать прибыль.
Сегодня мы думаем о запуске франшизы: готовим документацию, подробно расписываем стандарты и действия франчайзи. Основной упор делаем на их заработок, чтобы партнеры охотно с нами сотрудничали.
Когда я путешествовал по России, все казалось безоблачным и скучным. Но Москва умеет возвращать к реальности и учит добиваться поставленных целей с нуля, развивать собственный дух и силу воли, показывая, на что ты способен.
Фото: Дима Жаров
Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru