С детства я живу в Москве, но родилась в подмосковном Железнодорожном. Почти не помню его. Так что можно считать, что в Москве.
То, как я получала образование, до работы в Центре толерантности казалось мне чем-то сумбурным и неупорядоченным. По первому образованию я биолог, точнее, учитель биологии и химии. По второму — психолог. По третьему — управленец. Но только Центр толерантности стал местом, где одновременно стало востребованным все, чему я училась.
Лет до двадцати я даже не знала о существовании слова «толерантность». Зато мечтала быть цирковой гимнасткой. И да, я по жизни эквилибрист, могу сохранять равновесие и двигаться по неустойчивым и изменчивым стихиям.
Однако в юности мне было сложно разобраться во всем человеческом — в себе, в других, в них, в нас. Поэтому я стала психологом. Правда, до сих пор до конца не разобралась, но сам процесс занимателен и ценен.
Я побывала психологом в школе, потом в детском доме, потом в команде, которая оказывала психологическую поддержку мигрантам. Поработала вузовским доцентом, потом надолго засела в консалтинговом бизнесе. Предложение придумать и возглавить Центр толерантности застало меня, когда я работала бизнес-тренером.
Это была интересная работа. Но я с удивлением стала замечать пустоту в том месте, где должны быть смыслы. Не хватало убедительного ответа самой себе на вопрос: зачем я тут, что я делаю?
В Центре толерантности мы много работаем со школьниками, видим и чувствуем болезненные точки школьной жизни. Самой острой оказалась проблема травли. Работая с классами, учителями, администраторами, мы поняли, что часть причин буллинга находится за стенами школы.
Буллинг — это тоже насилие, хоть и более обыденное, принимаемое, «повседневное». На самом деле все формы и проявления насилия взаимосвязаны: возникнув, к примеру, на работе, насилие переносится в семью, а оттуда — в школу и в интернет.
Мы делаем все, чтобы не смотреть туда, где есть подобная проблема, не думать, не видеть. Потому что видеть — это больно и страшно. Иллюзия того, что насилие происходит не с тобой, а с кем-то другим, с одной стороны, позволяет чувствовать себя в безопасности, с другой — лишает возможности осознанно изменить ситуацию. Так мы поняли, что нужно делать проект «Несомной».
Это веб-проект и мультимедийная выставка в Еврейском музее — о насилии, которое мы не замечаем. О травле в школе и на работе, о домашнем насилии и насилии в интернете. Ядро проекта «Несомной» — это истории 12 реальных людей, которые столкнулись с насилием в роли жертвы, агрессора или свидетеля. Они решили исследовать свой опыт перед камерой, и их истории легли в основу интерактивного документального фильма.
Увидеть его можно на сайте nesomnoi.ru; там же — тексты авторов «Таких дел», методические рекомендации и лекции.
В музее можно будет также поучаствовать в публичной программе: лекциях, перформансах, конференциях, тренингах для взрослых и детей о том, как выстроить ненасильственные отношения с близкими, как противостоять насилию и не допускать его.
Нам кажется важным, чтобы люди разговаривали об отношениях, делились воспоминаниями, ощущениями, смыслами. Разговор — это шаг от насилия и манипуляции к пониманию. Создавая проект, нам хотелось создать повод для разговора между близкими людьми.
Для этого в веб-проекте предусмотрена функция совместного просмотра: зрителю предложат отправить ссылку близкому человеку и запустить показ одновременно. Время от времени фильм будет прерываться и предлагать зрителям обсудить увиденное — это можно сделать с помощью видеочата прямо внутри проекта.
«Несомной» — это проект историй. И каждый посетитель, зритель и пользователь проекта может поделиться своей историей. Это можно сделать в музее в специальной комнате историй или онлайн.
Сложностей при подготовке у нас было три.
Первая — время. Идея проекта, его герои, их истории — все это было таким глубоким, что очень хотелось посвятить их анализу и осознанию этого столько времени, сколько нужно, а не столько, сколько его остается. Время — это вообще мой личный по жизни враг, вечно заставляет бежать.
Вторая — оставаться по отношению к историям нейтральным свидетелем, исследователем, не привносить в них своих смыслов, чтобы дать зрителю найти свои.
Третья — создать для зрителя безопасную среду, в которой он мог бы расслабиться и начать собственный разговор — с близкими или проектом.
В 2022 году мы продолжим работать с темой буллинга, исследуя причины возникновения травли и акцентируя внимание на предупреждении проблемы. Для этого мы разработали программу «Код БЕЗопасности». Она предназначена для педагогов, которые работают с детьми и подростками. Мы расскажем, как избегать предрассудков и стигматизации, не допускать дискриминации по какому-либо признаку и последующей травли, не принимать решений, основанных на стереотипах, и о том, как жить в мире, где все не похожи друг на друга.
Фото: Роман Алиев