Анастасия Барышева

Почему вы должны меня знать: основатель «Виртуального музея резных наличников» Иван Хафизов

5 мин. на чтение

Мы с родителями переехали в Подмосковье из Казани, когда мне было около десяти лет. Примерно за год до этого я пошел в фотокружок. Дедушка фотографировал, у дяди была фотолаборатория, ну и мне всегда это было интересно.

Окончил МПГУ, по первому образованию я бакалавр естествознания. Это забавно звучит, потому что естествознание предполагает физику, химию, биологию…  У нас ничего такого не было, я поступал на математический факультет. По второму образованию я педагог-психолог. Честно говоря, ни дня не работал по специальности.

После вуза попал в отдел обучения одной IT-компании. Периодически случались командировки. Так, в июле 2007 года по работе я оказался в Энгельсе Саратовской области и сфотографировал первый наличник. Мне просто показалось очень симпатичным это яркое окошко. Потом увидел еще одно, второе, третье…

Еще до той поездки нашел в ЖЖ открытку «Тосканские двери». Там было 32 двери. Решил сделать похожий коллаж, но из окошек. Тогда активно загружал работы на разные фотобанки. Ну сделал, загрузил, коллаж потихоньку продавался. А потом мне прислали из Германии открытку, которую кто-то там выпустил, купив мой коллаж с фотобанка. Открытка называлась «Старинные европейские окна». И смешно, и грустно.

Русские резные наличники — это уникальное культурное явление. Очень недооцененное в нашей стране и стремительно исчезающее. Как-то знакомые попросили один из моих маршрутов — хотели вживую посмотреть на кружевные окошки. Вернувшись, они рассказали, что из 36 наличников, которые я фотографировал два года назад, осталось всего 17. Я не думал, что так быстро наличники станут историей. Поэтому, выпуская календари, пазлы, открытки и футболки с наличниками, я преследую главную цель — популяризовать традиционное зодчество, делать наличники новым туристическим символом России.

В Энгельсе я был дней десять. Потом оттуда уехал в Навашино Нижегородской области. Показал жителям коллаж с окошками, а они говорят: «А у нас тоже наличники есть!» Повезли меня в деревню Дедово и рассказали про соседний Муром. Там я тоже целый день фотографировал. Через неделю поехали с друзьями в Ярославскую область. В итоге чуть больше, чем за две недели, я увидел наличники в четырех областях и понял, что они совершенно разные! Меня это поразило, и я начал искать книгу или каталог, чтобы поподробнее изучить это явление, но не нашел ничего такого. Позже пришлось создавать самому.

Это совпало с кризисом в личной жизни — тогда я расстался с девушкой и хотел чем-то занимать время — и кризисом экономическим. В нашей компании было около 270 сотрудников, а сократили штат до 50 человек. Чтобы меня не сократили, я предложил директору взять на себя все командировки. Он сказал: «Ты, конечно, дурак, но мне это подходит». За год объехал 30 первых городов и везде уже целенаправленно фотографировал наличники, выкладывал их в ЖЖ. Командировки были недели на две, с захватом выходных, и я специально планировал маршруты. Например, в новосибирской командировке садился на поезд в выходные и ехал сначала в Кемерово, а потом в Томск.

Года через два я ушел во фриланс: снимал свадьбы, интерьеры. Количество экспедиций за наличниками заметно сократилось, потому что командировок уже не было, а весь семейный бюджет тратить на такие поездки я не мог. И тут приятель рассказал про краудфандинг. Я тогда даже слова такого не знал, хотя собирал деньги в ЖЖ на печать открыток и выпускал пробный тираж календарей с наличниками. Как-то со мной связалась представительница Cancer Research Institute, попросила сделать 100 календарей на заказ. А потом оказалось, что эти календари вручали нобелевским лауреатам по всему миру, в том числе и Горбачеву. Прикольно.

Поначалу мои эксперименты с краудфандингом были не очень удачными. Я запустил первый проект в 2012 году, когда Planeta.ru только появилась. К тому моменту у меня уже был сайт Nalichniki.com, я выяснил, что в России сохранилось 480 городов с деревянными строениями, в 65 из них я уже побывал. В ходе краудфандинга хотел собрать деньги на фотосъемку наличников в 150 городах Центрального федерального округа и выложить их в «Виртуальный музей резных наличников». Но стало понятно, что так это не работает. Потенциальные участники думали: хочешь фотографировать наличники — ну езжай и фотографируй, я тут причем? Краудфандинг — это про win-win. И я решил сделать книгу о наличниках, которой в свое время так не хватило мне. Бессмысленно говорить: я поеду, сниму наличники и выложу их на сайт, вы сможете смотреть их сколько захотите. Людям нужен осязаемый результат — книга, календарь, которые они могут получить за участие в крауд-кампании. Календари внезапно стали популярной ежегодной краудфандинговой традицией. В этом году я немного задержал старт проекта из-за подготовки к изданию книги, и ребята из «Планеты» сказали, что их завалили вопросами, когда же запустится проект с наличниковым календарем. Мне это очень приятно, потому я верю, что чем больше людей увидят этот календарь, тем больше наличников удастся спасти. Большинство людей снимают их не по злому умыслу, а просто потому, что не понимают их ценности.

«Виртуальный музей резных наличников» — это не только сайт, куда любой желающий может выложить свои фотографии наличников. В моей личной коллекции чуть меньше 20 тыс. окошек из разных городов. Параллельно с ведением крауд-кампаний я стал активно развивать соцсети. Когда запускал первый проект, у меня было только небольшое сообщество в ЖЖ, а сейчас музей представлен во всех соцсетях, суммарно у него больше 80 тыс. подписчиков. Пару лет назад я начал не просто выкладывать фотографии, но и описывать истории, которые случались со мной в разных местах. Кстати, только 3–4 раза за все эти годы люди негативно реагировали, когда я фотографировал их наличники. Один мужчина вышел из дома, ни слова не сказал и начал в меня бросаться камнями. Но это скорее исключение. В основном люди очень радуются интересу и вниманию, некоторые начинают узнавать. Например, в одной деревне Ивановской области я снимал безумно красивый резной дом. Из соседнего вышла женщина и предложила зайти внутрь того резного. Оказалось, что отец ее мужа был резчиком. Она показала фотографии и отвезла меня на его могилу. На каменной плите был выгравирован этот дом, потому что резчик считал его своей лучшей работой. Такие истории начали находить большой отклик в соцсетях. Меня это очень вдохновляет! Я обожаю читать комментарии и отвечать на них. Поэтому когда меня спрашивают, сколько времени у меня отнимают соцсети, я смеюсь. Они не отнимают, а занимают время. В день обычно по 8–9 часов. Так незаметно хобби вытеснило работу и фриланс и стало основным источником дохода. Помимо полиграфии я делаю футболки и толстовки с наличниками, организовываю выставки и читаю лекции. Впрочем, все это тоже ради глобальной цели по популяризации наличников. Мне повезло, что семья с пониманием относится к такому увлечению. Обычно езжу в экспедиции один, но вот недавно мы с женой и дочкой были в Тюмени. Конечно, я совместил отдых с охотой на наличники.

По наличникам можно изучать не только географию России, но и историю. Например, с точки зрения резьбы очень крутые Шуя и Борисоглебск. Это города, которые богатели в конце XIX века. Где самые красивые наличники, мне сказать сложно. Они везде красивые и разные. Красота наличников в Иркутске, Томске, кружево Вологды достаточно общеизвестны. Но, например, на меня большое впечатление произвел Новозыбков Брянской области. В Москве, несмотря на реновацию, тоже есть несколько классных домов с наличниками: дом Пороховщикова на Арбате, Погодинская изба, 5-й дом на улице Гастелло…  А напротив бывшего доходного дома с наличниками по адресу Саввинский переулок, 8, стр. 5, пару лет назад построили бизнес-центр с окошками, обрамленными полуналичниками, взятыми как раз из моего виртуального музея. Крутой пример, когда старину не пытаются уничтожить, а изящно вписывают в обновленное пространство, которое и подстраивают под нее.

Мои планы на ближайшие лет десять связаны с наличниками. Книга задумана как пятитомник. Сейчас выйдет том о наличниках Центральной России, в перспективе Север, Поволжье, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Пока сложно спрогнозировать, смогу ли я собрать столько же материала, но я буду стараться. Главное — успеть.

Оформить предзаказ на книгу о наличниках Центральной России можно на странице нового проекта Ивана Хафизова на Planeta.ru. Там же можно предзаказать календарь на 2020 год, пазл, открытки с наличниками или сделать безвозмездный вклад в развитие «Виртуального музея резных наличников». Крауд-кампания активна до 10 ноября.

Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru.

Фото: София Панкевич

Подписаться: