Почему вы должны меня знать: гендиректор научно-производственного предприятия «Темп» Денис Иванов
Я родился в Москве. Родители были инженеры и работали как раз в той сфере, с которой связана сейчас и моя деятельность.
Папа окончил МАИ и потом прошел инженерную школу от младшего конструктора до заместителя генерального конструктора КБ «Салют». Это бюро вело научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию ракет-носителей и модулей орбитальных станций. Отец был именно разработчиком, такой технарь до мозга костей. Сейчас он на пенсии. Оба моих деда тоже были напрямую связаны с авиацией. Один работал в академии Жуковского, а второй был летчиком и даже командовал летной частью. То, что я в конечном итоге оказался в авиастроении, наверно, логично и справедливо.
Я вырос в Западном округе, в районе Давыдково. Это хороший зеленый район. Учился в экспериментальной школе №710, в математическом классе, где была очень интенсивная программа. Но это как раз и нравилось. О школе и школьных годах у меня только самые хорошие, теплые воспоминания.
Не могу сказать, что в детстве мечтал стать летчиком или космонавтом, как тогда было популярно. Мне нравились точные науки, с удовольствием занимался математикой. После школы сразу поступил на механико-математический факультет МГУ. Окончил его с красным дипломом. Там же потом защитил кандидатскую диссертацию и остался преподавать в лаборатории вычислительных методов. Потом я пошел учиться в Академию народного хозяйства и получил управленческое образование в области инновационно-технологического бизнеса. Параллельно с учебой стал работать в корпорации «Русские системы», где разрабатывали различные инновационные решения в авиационной отрасли. Сначала был начальником отдела по разработке программного обеспечения, потом стал заместителем директора по развитию, дальше — первым вице-президентом. Ну а восемь лет назад меня назначили директором научно-производственного предприятия «Темп» им. Ф. Короткова.
В прошлом году НПП «Темп» отпраздновало свое 80-летие. Понятно, что когда у предприятия такая длинная история, то есть вещи, которые дают преимущества, а есть вещи, которые уже морально устарели и надо их трансформировать. Поэтому коллектив предприятия за последнее время сделал большую работу по внедрению новых технологий, по проектированию новых изделий.
Важно, что получилось изменить систему управления предприятием, потому что у нас очень много проектов, очень широкий спектр работ. Мы, с одной стороны, проводим научные работы по исследованию новых технологий, новых принципов, создаем научно-технический задел. Помимо этого разрабатываем новые изделия: это проектирование, моделирование, а также экспериментальная и испытательная работа. Наконец, мы еще и производим продукцию, потому что у нас есть полноценное опытное и небольшое серийное производство.
Очевидно, что управлять такими разнородными работами, которых достаточно много (более 150 на одном предприятии), довольно сложно. Поэтому мы меняли старые и вводили новые технологии и принципы управления. Создавали новые команды, творческие коллективы, проектные группы. В этом плане мы провели гигантскую работу за эти восемь лет.
Были и другие проблемы кроме налаживания новой системы управления. Чтобы их решать, мы организовывали изучение, анализ всех процессов. Где-то были трудности технические: что-то не получается в конкретном изделии. Где-то — трудности финансового плана: недостаточно средств, невозможно приобрести материал или невозможно оплатить какую-то работу. Где-то — организационные трудности: что-то забыли сделать, что-то не учли в своей работе, не так спланировали. Поэтому в зависимости от каждой ситуации выбирали конкретную проблему, собирались, обсуждали, как мы ее будем решать, привлекали дополнительное финансирование.
Активно привлекали новые кадры. Понятно, что, с одной стороны, на предприятии обязательно должны быть люди опытные, грамотные, помнящие всю историю и передающие опыт, вкладывающие этот опыт в наши новые изделия. А с другой стороны, должна быть молодежь, готовая думать по-новому, расширять диапазон своего мышления, взглянуть на вещи другими глазами. Когда происходит взаимодействие между опытными людьми и молодыми, то получается что-то по-настоящему новое, а старые проблемы уходят в историю. Вот так разнопланово решали наши проблемы и преодолевали трудности, чтобы идти дальше, быть конкурентоспособными.
Предприятие занимается агрегатами систем управления для газотурбинных двигателей. То, что в автомобиле мы бы назвали карбюратором. Так, наверно, будет более понятно. Наше изделие — агрегаты с аналогичными функциями, то есть все то, что управляет подачей топлива из бака непосредственно в камеру сгорания авиационного газотурбинного двигателя.
Естественно, мы начали думать, в каких еще сферах, отраслях промышленности помимо авиации мы могли бы быть полезными. Потому что очень много у нас разработок, технологий, мыслей. Приведу пример.
Сейчас мы работаем над топливным насосом. Он, кстати, может качать не только топливо, но и воду или все что угодно другое. Мы в него вкладываем интеллект. Если хотите, можно назвать это даже искусственным интеллектом. Насос становится способным понять, какой режим работы от него ожидают, и подстроиться под этот самый режим работы. То есть, если нужно качать, скажем, два литра, он будет качать два литра, если нужно десять, то будет качать десять литров. Какой в этом плюс? Такой насос будет потреблять электроэнергии (он же электроприводной) ровно столько, сколько нужно от него произвести полезной работы. То есть с точки зрения энергоэффективности это абсолютно новое слово и новая возможность вообще в технике. Причем не только в авиационной. И это наша инициатива, которую мы разрабатываем и создаем.
Мы, кстати, анализировали и пытались найти что-то аналогичное на мировом рынке. Но пока не увидели прямого аналога. Ведь в чем у нас колоссальное отличие и преимущество. Мы предприятие, которое может самостоятельно разработать качающую часть насоса, электропривод и систему управления. То есть все три части насоса можем упаковать в очень компактный корпус, который будет отдельным агрегатом. Подобную компетенцию мы не нашли ни у одного предприятия.
Еще один пример нашей новой разработки. В крупных металлургических компаниях используют специальное тяжелое оборудование, которое управляется гидравлическими системами. В этих системах используются компоненты, которые тоже сейчас становятся достаточно интеллектуальными. Это так называемые пропорциональные клапаны. Они позволяют не просто включить или выключить подачу жидкости, а именно что управлять этой подачей в зависимости от различных внешних факторов. Сегодня на российских металлургических предприятиях все такие системы зарубежного производства.
На нашем предприятии решили, что вполне можем производить аналогичные системы. Два года назад начали в инициативном порядке разработку в этом направлении. По существу, наш пропорциональный клапан похож на иностранные агрегаты и может быть им реальным конкурентом. Мы уже сделали опытные образцы. Будем их в скором времени испытывать на нашем оборудовании. В этом проекте мы получили огромную поддержку от фонда «Сколково» и московских властей. Поэтому есть надежда на большой успех в этой работе.
К слову, об успешности нашей деятельности. Основным мерилом и критерием успешности любого предприятия как акционерного общества сейчас являются выручка и прибыль. За восемь лет, которые я возглавляю НПП «Темп» им. Короткова, есть тенденция роста выручки и уверенный рост прибыли. Все эти годы наша прибыль увеличивается. Я должен здесь сказать, что наши акционеры поддерживают предприятие в том числе и тем, что дают возможность всю прибыль вкладывать в развитие. На эти деньги покупаем новые станки, осваиваем новые технологии. Проявляем инициативу по разработке новых изделий, которая на первом этапе осуществляется, естественно, на собственные деньги.
Развитию производства во многом способствует поддержка, которую предприятие получает от департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы. В августе 2019 года НПП «Темп» им. Короткова был присвоен специальный статус промышленного комплекса Москвы, это дало предприятию существенные налоговые преференции.
Однако для меня лично в успешности предприятия важнее другое. За эти восемь лет коллектив предприятия стал другим. Мы стали способны создавать новые изделия. Причем делать это очень быстро. Есть огромное желание добиться успеха не только в плане прибыли, а именно создавать новое слово в техническом плане. Такая сплоченность, целенаправленность и результативность коллектива и есть самый главный успех нашего предприятия.
Говорить о планах сложно. Некоторые вещи технического плана не хотелось бы раскрывать раньше времени. Однако про основной вектор, в котором мы планируем активно работать, скажу.
Гидравлические агрегаты, в частности насосы, регуляторы, дозаторы, они становятся все более интеллектуальными в плане способности за счет электронных систем управления действовать вариативно, подстраиваясь под конкретную ситуацию. Мы хотим делать все более и более интеллектуальные агрегаты. Самая основная тенденция для нас сегодня — предложить свои уникальные возможности, услуги и свою продукцию не только в области авиации, но и в других областях нашей промышленности. Как я уже говорил, в металлургии, но еще, возможно, в судостроении, автомобилестроении, роботостроении, станкостроении. Во всех этих сферах крайне не хватает российской продукции именно в гидравлике, в системах управления и электроники.
Считаю, что НПП «Темп» им. Ф. Короткова может создавать продукцию не только в авиастроении. Это основной наш замысел — расширить сферу деятельности и те отрасли, в которых мы можем работать.
Фото: пресс-служба НПП «Темп» им. Ф. Короткова