search Поиск Вход
, 5 мин. на чтение

Почему вы должны меня знать: генеральный продюсер Московского еврейского кинофестиваля Егор Одинцов

, 5 мин. на чтение
Почему вы должны меня знать: генеральный продюсер Московского еврейского кинофестиваля Егор Одинцов

Я родился в городе Судогде Владимирской области. Вскоре мы переехали во Владимир, где я учился в самой обычной школе. Посещал также музыкальную школу и несколько спортивных секций. Последние школьные годы прошли в кадетском классе. Параллельно с этим я посещал театральную студию.

С одной стороны, у меня всегда была тяга к творчеству, а также надежда, что жизнь будет связана с театром или кино. С другой стороны, с раннего детства я был уверен, что должен стать врачом, как мои родители. Как следствие, после школы я поступил в Московский государственный медико-стоматологический университет. Было бы неправильным списать это на желание родителей, мне нравилась медицина и, поверьте, поступить в медицинский на бюджет без собственного желания та еще затея.  Однако жизнь в итоге распорядилась по-своему, и творчество победило. Когда я только поступил, почти сразу начал вести киноклуб израильского кино в Израильском культурном центре при посольстве Израиля в Москве. Позже, на последних курсах медицинского, пошел учиться на факультет режиссуры видео в академии коммуникаций Wordshop, мастером курса был Юрий Грымов. Сейчас же я аспирант кафедры киноведения ВГИКа и достаточно активный кинопродюсер.

В то время когда еще вел киноклуб в Израильском культурном центре, я познакомился со сценаристом, режиссером и продюсером Константином Фамом. Он работал над киноальманахом «Свидетели». Первая новелла этого альманаха — фильм «Туфельки»  — как раз стала моим последним показом в киноклубе. В 2013 году я присоединился к проекту Кости, и мы довольно долго над ним вместе работали — премьера всего альманаха состоялась только в 2018 году. Более того, до сих пор с Константином мы продолжаем заниматься образовательной программой вокруг киноальманаха. В процессе этой работы мы с Костей как партнеры учредили кинокомпанию «Арк Пикчерс», которая на сегодня выпускает и художественные, и документальные фильмы.

Новеллы киноальманаха «Свидетели» участвовали во множестве кинофестивалей по всему миру, в том числе еврейских. Уже тогда было очевидно, что подобный фестиваль мог быть организован и в Москве. Так, в 2015 году мы впервые провели Московский еврейский кинофестиваль и с тех пор проводим его ежегодно. Со временем стало понятно, что нам нужно как-то систематизировать деятельность по организации еврейского кинофестиваля и работе с еврейской тематикой и отделить ее от нашей основной работы, сугубо кинематографической. Поэтому совместно с Константином и Александром Моисеевичем Бородой мы решили учредить Фонд развития и поддержки еврейского кино «Ковчег». Сейчас фонд является организатором нашего фестиваля, а также реализует образовательную программу о Холокосте для педагогов и учеников российских школ, построенную вокруг новелл нашего киноальманаха «Свидетели».

Для меня это очень важная работа. Во-первых, потому что я сам еврей, это часть моей идентичности. Поэтому мне интересно постоянно исследовать историю, культуру своего народа. Еврейская культура очень интересна: она религиозная и светская, диаспоральная и израильская. В общем, разная и неоднозначная. А уж исследовать ее через кинематограф интереснее вдвойне.

Не могу сказать, что фестиваль сразу стал суперуспешным и всегда уверенно себя чувствовал. Вся его история — это история постоянных вызовов. Начинали мы фестиваль в 2015 году вместе с моими друзьями как совершенно небольшое событие, которое делали небольшой группой энтузиастов, со скромным финансированием, привлеченным самостоятельно. В 2016 году тоже было непросто, потому что масштаб фестиваля достаточно резко вырос, но у нас получилось. Знаете, есть такое мнение, что когда затеваешь какое-то событие, вторая попытка — самая лучшая. Это мы почувствовали на себе, когда проводили фестиваль в третий раз. Оказалось, что крайне сложно показать такой же рост между вторым и третьим фестивалем, как между первым и вторым.

Дальше были и другие трудности и вызовы. Но в целом уровень фестиваля растет, одни партнеры появляются, другие уходят. В прошлом году мы получили поддержку от Фонда президентских грантов, которая очень помогла нам пережить тот нелегкий год. А в этом году этой поддержки нет. Также нас перестал поддерживать Российский еврейский конгресс, например. Но зато в этом году нас впервые поддержало Министерство культуры РФ, а также с нами наши постоянные партнеры: ФЕОР, Еврейский музей, фонд «Генезис» и Фонд семьи Блаватник.

Последние два года у нас, конечно, самые непростые. Это время самое тяжелое для всего фестивального движения. Пандемия стала самым серьезным вызовом за все время нашей работы. До сих пор мы не вышли на уровень 2019 года и пытаемся найти баланс между тем, что было до пандемии и что, возможно, будет после. К слову, в 2019 году на фестивале было порядка 20 гостей из самых разных стран. В этом году у нас три гостя.

В прошлом, 2020 году нам пришлось больше половины нашей программы демонстрировать в онлайн-формате. В тех условиях по-другому не получалось. В этом году мы несказанно рады, что фестиваль полностью проходит в привычном всем кинотеатральном формате. Все же фестиваль для нас — это офлайн-событие. Это не отменяет того, что онлайн-направление можно и нужно развивать. Так, в прошлом году мы запустили первый легальный онлайн-кинотеатр еврейского кино zerem.tv и планируем обязательно развивать его в будущем. Кроме того, по количеству фильмов мы почти догнали допандемийный 2019 год. У нас уже заявлено больше 50 фильмов. В ближайшее время анонсируем еще несколько специальных программ. Это уровень большого серьезного фестиваля. Несмотря на все еще действующие ограничения по наполненности кинотеатров, которая не должна превышать 50%, рассчитываем, что придет много зрителей. Потому что в программе много интереснейших работ. Все фильмы основного конкурса, а это семь полнометражных картин — российские премьеры. Более того, они были созданы в течение года до фестиваля. То есть самые-самые новые работы. Почти все фильмы документального конкурса тоже российские премьеры. Получается, что 95% картин фестиваля будут впервые показаны российскому зрителю и с большой долей вероятности не будут показаны больше нигде после фестиваля.

Хотел бы отметить фильмы, которые никак нельзя пропустить. Это те российские премьеры, которые с большой долей вероятности больше в России показаны не будут. Отдельно бы еще отметил кино «Американский огурчик» — большая голливудская премьера. Жаль, что из-за пандемии этот фильм не вышел в российский прокат. Он отличный, его стоит посмотреть. Вместе с одним из показов этого фильма мы организуем мастер-класс по кошерному посолу огурцов. Я бы отметил также фильм «Не возненавидь», в котором главный герой — врач, еврей, потомок пострадавших в Холокосте — в момент оказания помощи понимает, что пациент — неонацист. Фильм поднимает проблему такого конфликта. Из документальной программы я бы отметил фильм «До скончания времен» Майи Зинштейн, который исследует политический союз между американскими евангелистами и правым крылом Израиля, а также их влияние на внешнюю политику администрации Трампа. А также картину, созданную при участии российской стороны — «Оставь печаль свою», рассказывающую о живущей в Израиле вдове миллиардера, которая, оставшись совсем одна в огромном поместье, решает пригласить к себе жить нуждающихся с улицы, а раз дело происходит в Израиле, то оттуда приходят в основном репатриированные русские евреи. А фильмом закрытия фестиваля станет российская премьера документального фильма режиссера Сергея Лозницы «Бабий Яр. Контекст».

Хочется провести фестиваль на высоком уровне. И уже начать готовиться к следующему.

В 2021 году у нашей кинокомпании «Арк Пикчерс» должно выйти несколько полнометражных фильмов. Ну и, конечно, планируем в 2022 году вернуться к допандемийному образу жизни. Хочется провести полноценный фестиваль со стопроцентной посещаемостью. Может, даже вернемся на прежние даты в июне. Мы их очень любили. Надеюсь, что сможем привезти больше зарубежных гостей.

Фото: Александр Лепешкин