Я родилась в Подмосковье, в городе Подольске. У меня классическое художественное образование: художка с 9 лет, а потом Полиграфический институт (художник-график).
Специализировалась я именно в книжной графике, но после окончания института имела очень слабое представление о том, как применить свои навыки рисования в реальной жизни и как картинками можно зарабатывать, поэтому я пошла по проторенной дорожке: стала дизайнером и несколько лет преимущественно занималась графическим дизайном. Эти несколько лет дали мне очень хорошую базу: я научилась системному подходу ведения проектов, работе с клиентами. Но все это время я страдала, что хочу рисовать, а времени катастрофически не хватало.
В 2012 году мы с бывшим мужем уехали на год в Лондон, он получил грант на обучение, а я продолжала фрилансить как дизайнер, но при этом начала заново рисовать: сделала несколько личных проектов, стала получать заказы именно на картинки и с 2014 года полностью ушла в иллюстрацию. В какой-то момент я поняла, что уперлась в стену, хотелось рисовать по-другому: легче, проще, виртуознее, но поменять себя самостоятельно я не могла, и я задумалась о новой учебе. В 2015 году я поступила в Британку на курс иллюстрации Виктора Меламеда, и это были два лучших года в моей жизни, окончила Британку я уже немного другим человеком. Все это время я продолжала работать иллюстратором-фрилансером, страстно увлеклась керамикой, стала преподавать у детей и взрослых. Работала я в основном с коммерческой иллюстрацией, но очень хотела хотя бы частично вернуться в книжки. К сожалению, сфера книжной иллюстрации очень малооплачиваемая, и не только в России. Поэтому если ты рисуешь книжки, нужно совмещать их с другой работой: преподаванием, коммерческой иллюстрацией и т. д. Я рисовала понемножку нон-фикшн-книжки, а в 2019 году стала работать для только что открывшегося детского издательства «Волчок»: нарисовала для него в общей сложности восемь или девять обложек и проиллюстрировала книгу Сергея Седова «Жизнь замечательных игрушек». С ней я победила на конкурсе Болонской книжной ярмарки в 2021 году.
Последние два года я делала свою собственную книжку, где я и автор, и иллюстратор. Шесть лет назад у меня появилась собака по имени Джо, на тот момент я практически ничего не знала о собаках, и первые полгода-год нам с ней было очень непросто. Я продиралась сквозь тонны информации, выискивая то, что могло бы решить ряд поведенческих проблем и в целом лучше понимать Джо. Так и родилась идея книги для детей — нон-фикшн-книга с самой необходимой информацией про общение, воспитание и уход за собакой согласно принципам новейшей кинологии. Информационная часть в книге чередуется с лирической — моей личной историей с Джо. Впервые как идея проект возник еще в 2017 году, когда я училась на курсе иллюстрации в Британке. Тогда я с ним прошла на конкурс издательства «Самокат» «Книга внутри», но закончить книгу не смогла, не потянула огромный объем работы. Несколько лет она лежала у меня в столе, и в 2020 году я к ней вернулась. Тогда же я познакомилась с литературным агентом Галей Грековой (Syllabes Agency), которая стала представлять проект книги иностранным издательствам. Книгу я сделала полностью сама: разработка макета, текст, работа с научными редакторами (прекрасный специалист по поведению собак Антон Волков, ветеринар Павел Точиловский, специалист по дог-френдли-среде Катя Бакро), верстка, иллюстрации, рукописные шрифты. После того как текст был готов и отредактирован, мы с Галей отдали его на перевод замечательному переводчику, работающему с детской книгой — Лене Сорокиной. В итоге у меня были готовы две версии книги: английская и русская.
Я использую очень много референсов в своей работе, и если с личной историей про Джо все было понятно, я подняла свой фотоархив, то с нон-фикшн-частью было сложнее. Я поняла, что мне нужно будет нарисовать очень много разных собак. Я попросила подписчиков прислать мне фотографии своих собак, указав в теме письма кличку — часть из них попала в книжку.
Я не ожидала такого огромного отклика: мне пришло около 700 писем, несколько тысяч всевозможных фотографий собак! В итоге я использовала около 60 собак, их имена перечислены в благодарности на титульном листе, как и имя человека, оказавшего мне неоценимую помощь — Александр Кочерги рассортировал и переименовал все эти тысячи фотографий.
Во время работы над книгой у меня родился сын, у меня был утопический план закончить ее к рождению Алеши, но, увы, он провалился. Книга была готова к его первому дню рождения. Вернулась к работе я дня через два после возвращения из роддома, но, конечно, темп был уже совсем иным.
По моей задумке, книга должна быть графически очень разной: сильный контраст между цветной гуашевой личной историей и черно-белой информационной, да и внутри черно-белых разворотов диапазон графики должен был быть очень широким, от практически реалистичных до очень условных, нарисованных одной линией собачек. Работать над таким долгим проектом психологически сложно, и я придумывала себе всевозможные графические задачки, чтобы поддержать интерес.
И вот «Твоя собака» наконец закончена и вышла в издательстве «Самокат». Сейчас права на книгу проданы на шесть языков: русский, итальянский, корейский, немецкий, испанский и английский (Англия и США). Этому помогла в том числе победа в Болонье второй год подряд, в 2022 году я победила уже с иллюстрациями из собачьей книжки. Осенью этого года «Твоя собака» выйдет в Италии, в течение 2023-го — в других странах. Надеюсь, что это только начало ее путешествия по миру.
Фото: Александр Лепешкин