, 3 мин. на чтение

Почему вы должны меня знать: основатель Sila Sveta Александр Ус

Я родился в Москве. Учился в Национальном институте бизнеса — это бывшая Высшая комсомольская школа — на специальности «Управление персоналом». Смысл этого обучения был прежде всего в том, чтобы не пойти в армию.

В детстве я сначала хотел быть дизайнером автомобилей: выучил все марки, имена, кузовные ателье. В школе я начал с того, что писал в детскую стенгазету — занялся журналистикой, скажем так. Потом мне очень захотелось быть режиссером. Позднее это как-то мутировало и в какой-то момент вылилось в то, что я начал снимать автомобильные программы для «Корбина ТВ». Это было так давно, что еще даже не было ютуба — 2003–2004 год.

Потом меня забросило в совсем другую сферу. Мы занимались проектом MaryJane — это конкурсы на лучший дизайн для лимитированных образцов футболок. Я увлекся дизайном и встретил человека, который привез в Россию большие слайдовые проекторы — такие, что можно было засвечивать огромные площади с помощью проекции. Его звали Дима Антонов. Мы познакомились на одной из тусовок. Дима увидел, чем я занимаюсь, и предложил присоединиться к нему, чтобы рисовать разные дизайны. Меня это сильно вдохновило. В процессе Диме этот вид деятельности надоел, и он предложил свою долю моему товарищу Алексею Розову, с которым мы и по сей день партнеры. Так и родился проект Sila Sveta.

Изначально нам просто понравилась технология засветки. У нас в руках оказались слайдовые проекторы, и мы начали «светить». Сначала «светили» рекламу, думали там добиться успеха. Но появились LED-экраны, и проекция проиграла по яркости. Но сам процесс нас так увлекал, что мы не могли остановиться и начали делать шоу. Это было 14 лет назад, и с тех пор мы развиваемся в этом направлении. Сейчас проект Sila Sveta совсем не похож на то, чем мы занимались тогда. Мы делаем разного рода сложные мультимедийные инсталляции и шоу.

А когда мы начинали, все это никому было не нужно. Мои родственники и друзья очень скептически на это смотрели и говорили: «Может, ты чем-то серьезным займешься?» Они не понимали, зачем вообще это надо. Но потом вышел айфон (мы примерно в то же время начали), и контент постепенно становился все более востребованным. Оказалось, что это вполне серьезное дело. И у родственников вопросы отпали.

Сейчас у нас уже другие амбиции — есть желание успеха в мировом масштабе, хотим быть лидерами этого рынка в мире. А когда-то нам хватало того, что нас знают в определенной среде профессионалов-маркетологов Москвы. Первый успех к нам пришел в клубе «Крыша мира», где мы начали «светить», тогда все маркетологи тусовались как раз в «Крыше» и увидели, что мы делаем что-то необычное. Вторая волна успеха пришла на фестивале «Круг света», когда мы выиграли гран-при — сделали с Кастой шоу Rapping Mapping, это было десять лет назад. И понемногу все это начало появляться в пабликах, и наша известность росла. А в 2018 году мы оформили концерты для тура Дрейка, и все ахнули: «Ничего себе, россияне могут работать с такими звездами!» В общем, если успех — это круги на воде, то каждый раз они расходятся все шире и шире.

Сейчас мы опять концентрируемся на искусстве, потому что в последнее время появилась очень хорошая и правильная тенденция: людям, даже большим брендам, больше не требуется прямая реклама, все уже от нее устали. Все хотят какие-то внутренние переживания, получать какой-то опыт, экспириенс — назовите как хотите. Нас даже просят: «Просто сделайте то, что вы любите, какую-то выставку или инсталляцию. Чтобы люди приходили, покупали билеты и смотрели на это». Такой запрос идет и от коммерческих брендов, и от продюсеров по миру. Нам это очень нравится, мы к этому шли, чтобы не делать что-то заказное для кого-то, а заниматься творчеством. Теперь оно уже начинает приносить хорошие деньги, это не просто хобби.

Еще у нас скоро откроется большой новый офис — мы его делаем с Гарри Нуриевым и его архитектурным бюро Crosby Studios. И привлекаем туда еще несколько компаний — СЕТАП, они занимаются светом, бюро креативной инженерии Pitch, которое создает интерактивные музеи. В таком консорциуме мы и планируем оставаться, плюс подключить какую-то образовательную программу, чтобы прокачивать молодежь и брать к себе на работу. Наша цель — сделать такой цифровой хаб на территории России, чтобы работать потом по всему миру.

Фото: Даниил Овчинников