Я родилась в маленьком городе в Горьковской области. Но спустя год родители переехали в Калининградскую область, и большую часть жизни я прожила на самом западе России.
В детстве я не могла решить: хочу я быть врачом или актрисой. Но к средней школе определилась и решила стать адвокатом. Первое образование получила на юридическом факультете Балтийского государственного университета им. И. Канта. Юридическое образование дало мне некоторый системный взгляд на окружающую действительность. На последнем курсе университета мне предложили позицию менеджера проектов в Калининградском союзе фотохудожников. Нужно было придумать направление ближайшего развития для организации и найти финансирование на придуманное. Я быстро поняла, что юридическое образование это хорошая база, но знаний и навыков для работы в сфере культуры мне не хватает. Самым подходящим местом в стране для таких, как я, была магистерская программа по управлению социально-культурными проектами Московской высшей школы социально-экономических наук (Шанинки), на которую я поступила. Я специализировалась на городском и региональном развитии, мой дипломный проект был посвящен разработке арт-резиденции на побережье Балтийского моря. Но сразу после защиты мне предложили присоединиться к проекту перезапуска Политехнического музея. Я решила, что это интересная задача, и согласилась. Я пришла на координацию разработки концепции музея компанией Event Communications, запускала партнерскую магистерскую программу Политеха и НИУ ВШЭ, а позже возглавила методический центр музея (была руководителем образовательных и межмузейных программ).
«Каскад. Проект как метод» мы придумали с Сашей Хейфец (сейчас она директор по развитию Музея Москвы) как ответ на очевидный нам провал в привлечении подростковой аудитории в музеи. Два с половиной года назад мы много обсуждали между собой, каким должно быть музейное образование, на кого оно должно работать, анализировали зарубежный опыт. Подростки в тот момент казались самой сложной аудиторией для привлечения в музеи. При этом мы сами изнутри как музейные специалисты, конечно, считали, что потенциал музея огромен и с ним можно сделать многое. При этом мы понимали, что крупные музеи могут позволить себе создать специальное молодежное пространство или привлечь медийных специалистов, а небольшие музеи — нет. И нам захотелось придумать такой проект, который можно будет реализовать в музее любого масштаба. Так родилась модель «Музей — Подросток — Школа», где основой является проектное обучение. Проектно-ориентированное обучение направлено на обучение участников пользоваться получаемыми знаниями и навыками, а главное — уметь решать реальные задачи. Иными словами, пройти путь от поиска интересной тебе идеи/проблемы до ее физического воплощения на выставке.
Про людей 12-17 лет часто говорят, что они ничего не хотят, что им ничего не нужно. Но одновременно им же предъявляется большое количество требований: нужно решить, кем ты хочешь быть дальше (быть всю жизнь?!), подготовиться к ОГЭ/ЕГЭ, заниматься спортом/музыкой/чем-то еще. И мы поняли, что, создавая просто какую-то интересную программу, мы снова ставим подростка в ситуацию выбора. А наша задача — помочь ему решить его задачу, его потребность. Так мы выбрали направление проектного обучения, чтобы его итог можно было «зачесть» в школе в рамках проектной деятельности. Кроме того, это направление совпало с особенностями возраста — желанием быть не пассивным слушателем или зрителем, а желанием самому что-то делать. Мы считаем, что важно смотреть на окружающую действительность как на среду, которую ты можешь улучшать и менять для себя и своих друзей. И это та оптика, которую нам бы хотелось делить с участниками программы.
Конечно, самое важное для нас, это те изменения, которые происходят с самими участниками программы. Работать почти год над проектом — большое испытание. Буквально на этих выходных получили вот такое сообщение: «Я не знаю, как далеко зайду я как художница, но в “Каскаде” я получила тот заряд знаний и уверенности, который дал мне возможность лучше идентифицировать себя и свои интересы. И это очень вдохновляет на следующий шаг».
Итоговая выставка дает участникам не только опыт доведения проекта до конца, веры в свои силы и поддержку своей команды, но и возможность презентовать этот результат большому кругу посетителей — как сверстников, так и взрослых, заявить о проблемах и вопросах, которые волнуют тебя, решением которых ты хочешь заниматься.
До 15 сентября в Музее Москвы можно увидеть 85 работ этого очень сложного и необычного года — исследования подростками современного города, размышления о границах творческой свободы и социальных нормах, поиск себя в бесконечно меняющемся мире.
Какие планы на будущее? Мы бы хотели развивать проект в регионах. Мы верим, что «Каскад» может быть реализован в любом городе, где есть музей или выставочный зал, школа с подростками и свое креативное сообщество. У нас уже сейчас есть региональная группа, реализуемая совместно с программой «Учитель для России», которая собирает ребят из пяти областей. Этой осенью запустится программа интенсивов на базе Музея станка в Туле. Но хочется верить, что это только начало.
Сейчас идет набор на третий сезон программы. До конца сентября мы будем принимать заявки от ребят 13-18 лет, потом пройдет серия интервью с кураторами и тьюторами. Мы до сих пор не приняли финальное решение, будет ли программа полностью бесплатной в этом году. «Каскад» — некоммерческий проект. Но для организации работы школы (гонорары наставникам) и проведения финальной выставки (материалы для реализации проектов) важны ресурсы. На данном этапе у нас нет грантовой поддержки, и мы реализовали второй год программы на волонтерских основах. Но сейчас работаем над вариантами устойчивого долгосрочного развития проекта.
Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru
Фото: Даниил Овчинников