Я родилась и выросла в Москве. Училась в обычной школе. В детстве мечтала быть врачом. Тогда считала и сейчас уверена, что эта профессия самая необходимая и правильная. Однако сложилось по-другому.
После школы поступила на исторический факультет Московского государственного университета, на отделение истории искусств. В дипломе у меня написано, что я искусствовед. Но когда меня спрашивают о профессии, я отвечаю, что делаю выставки. Слово «искусствовед» для меня, честно говоря, какое-то безликое, размытое, даже с какой-то отрицательной коннотацией.
Делать выставки — это в определенном смысле создавать в отрезке времени мир, контекст, который мне интересен. Это попытка создания своего мира. Мира, который красив, по-своему даже идеален в том смысловом срезе, что интересует меня на данном этапе.
Я делала выставки не только в Москве, но и в других городах в России и за рубежом. Это всегда новый, интересный опыт. Но в последние годы работаю в основном в Москве. С 2020 года (как ни странно называть 2020-й датой начала чего-либо) — в Еврейском музее и центре толерантности.
Не могу говорить о том, насколько выставки, которые я делаю, успешны. Для меня категория успеха довольно скользкая. Ну чем мерить успех? Например, у врачей понятно, что успех — это когда тебе удается помочь человеку. А все остальное довольно относительно. Нет каких-то абсолютных категорий, чтобы оценить, успешен проект или неуспешен. Посещаемость не всегда показатель состоятельности выставки. Даже собственная удовлетворенность тоже не может быть правильной категорией оценки. Все-таки в нашей профессии очень много субъективного. У всех разное к этому отношение, кто-то из кураторов скажет, что да, чувствует успех той или другой выставки. Но лично для меня это все размыто. Тем более что отношение к тому, что ты делаешь, меняется ретроспективно. Иногда смотришь на состоявшиеся проекты, в какой-то момент они казались тебе верными, своевременными, удачными, хорошо сформулированными. Проходит время, и тебе кажется, что они могли бы прозвучать совершенно по-другому и надо было подавать эту историю с другой стороны.
Когда работаешь над выставкой, постоянно приходится решать какие-то проблемы, сложностей всегда много. В начале карьеры было сложнее. С опытом трудности становятся предсказуемыми. Бывают технические сложности с тем, что не можешь, придумывая какой-то замысел, найти для него подходящее пространство. И еще одна типичная проблема — это поиск финансирования для проектов. Создание выставки — это ведь дорогое удовольствие, и мы благодарим за поддержку генерального спонсора выставки «“Маленькое” искусство» — банк ВТБ.
Мне всегда был интересен маленький формат, во всех видах искусства. В изобразительном искусстве, в поэзии, в музыке. Потому что его легче воспринимать. Он часто оказывается созвучен состоянию одного человека. Многолетние наблюдения за тем, как складываются выставки, экспонаты которых, как правило, собираются из больших работ, из форматов, подсказали эту идею. Вне внимания кураторов и организаторов выставок остаются совершенно удивительные вещи только из-за того, что они не дотягивают по своему размеру. В один момент мне показалось, что это невероятно интересно — пойти от обратного, собрать выставку, которая будет состоять исключительно из такого «незначительного» материала.
В этой выставке уникально практически все. Начиная от темы и подтем, объявленных внутри. Здесь много работ, которые выставляются впервые. Большая часть — 80% выставки — экспонаты из частных коллекций. Особенно важно, что на выставке можно посмотреть на знакомых классических авторов с другой стороны. Например, мы привыкли к эпохальным полотнам Врубеля. А на нашей выставке можно увидеть его небольшой рисунок или камерный масляный портрет. При этом почувствовав, что это тот же самый художник, просто в другом размере, в другом контексте.
Для меня огромная радость, что мы можем показать лагерные миниатюры Михаила Соколова. У меня вообще здесь много любимых предметов. Я очень люблю этюды Левитана, люблю миниатюры Гарифа Басырова, которые у нас представлены в финальном зале. На выставке совершенно прекрасная графика художников-авангардистов, Малевича и его ближайших учеников.
«“Маленькое” искусство» мы задумали в разгар пандемии. Долго выбирали подходящее время. Собирали экспонаты в течение полугода. Изначально исходили из того, что мы можем получить у музеев. Практически все, к кому мы обратились, откликнулись, за что мы им очень благодарны. Пушкинский музей, Третьяковская галерея, музей-заповедник «Петергоф», музей-заповедник «Абрамцево» и многие другие предоставили работы из своих фондов. Я уже давно общаюсь с частными коллекционерами, поэтому к ним мы тоже обратились с просьбой предоставить работы для выставки. Они согласились, всем им очень нравился замысел. Вообще это же тема частного коллекционирования — небольшой формат. Конечно, очень помогали коллеги — команда Еврейского музея.
С этой выставкой было много работы. За небольшим форматом стояли большие сложности. И технические, и организационные. Выставка большая по количеству экспонатов, продолжительная. Под нее создавали архитектурную застройку. Ее невероятно изящно спроектировали Кирилл Асс и Надежда Корбут. Они сделали подходящее пространство, именно то, что мы изначально обсуждали и что хотелось увидеть.
На будущее, если говорить о Еврейском музее, то уже запланирована большая выставка Юрия Борисовича Норштейна. У него будет юбилей в сентябре. Мы очень рады, что он согласился делать выставку в нашем музее. Еще планируем открытие большого выставочного пространства музея. Сейчас оно закрыто на реконструкцию. Готовим один большой, я бы сказала, масштабный проект, но пока не буду о нем говорить, скажу только, что должно быть интересно.
Выставка «”Маленькое” искусство» проходит в Еврейском музее и центре толерантности. Она продлится до 5 сентября.
Фото: Даниил Овчинников