Кирилл Жижкевич

Почему вы должны меня знать: основатель андерграундного ювелирного бренда Kate Snap Катя Снэп

4 мин. на чтение

Я родилась в Москве в 1998 году. Мечтала быть панком и чтобы работа была в кайф. Лет в тринадцать вместе с друзьями увлекалась татуировкой, даже били иглой наколки всем желающим.

Училась в общеобразовательной школе, потом в художественной. Окончить 11 классов я оказалась не в состоянии, поэтому родители отправили меня в колледж при университете имени Строганова. Выбирала между факультетами дизайна, иконописи или металлообработки. Выяснилось, что металлообработка подразумевала ковку заборов, поэтому от этого варианта я отказалась. Иконопись меня привлекала с детства, хотя я никогда не отличалась религиозностью. Но согласно канону писать образы необходимо красками с применением натуральной эмульсии, сделанной из куриного яйца. Из-за своих веганских убеждений я не могла пойти и по этому пути. Методом исключений остался дизайн, с которым не срослось. Моим профилем были арт-дизайн и инсталляция, а обучать этому по книжкам, как мне показалось, было бесполезно. Правда, обучение в Строгановке дало мне кое-что: насмотренность, чувство композиции, ощущение ритма. Тем не менее за два года учебы в колледже меня постигло разочарование.

Я ушла из Строгановки и поступила в колледж декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже. Параллельно ходила на курсы ювелирного дела к частному мастеру. Мне нравилось создавать осязаемый физический предмет. Устав от умозрительных концепций арт-дизайна, я почувствовала, что нашла наконец-то нечто подходящее моему характеру. В ювелирке сочетается художественное ремесло, знание химии, физики — и все это подчиняется твоей творческой мысли.

Это очень увлекательный процесс, по итогам которого у вас готовый продукт. Не в ущерб учебе я начала свой бизнес — продавать колечки в социальных сетях своим малочисленным подписчикам. Первые несколько десятков моих работ были лишь поисками себя, попытками понять специфику взаимодействия с металлом. Внятная эстетика там отсутствовала. Однако и базовые изделия люди покупали.

Первой тиражной серией стало кольцо с надписью «Напрасная Юность» (в честь любимой мной советской группы из города Волжского). Когда тебе 16–17 лет — то что надо! Затем одна из заказчиц попросила меня вставить в кольцо свой зуб. Я согласилась исполнить эту идею в стиле декаданс, и готовая модель стала второй тиражной серией. Фотка с изделием начала расходиться по интернету, люди стали заказывать себе такие же кольца со своими зубами мудрости.

Заработанными деньгами я оплачивала аренду верстака в той же мастерской, где училась. Также я принимала заказы на кольца с предложенными от клиентов надписями, и не всегда это были интересные работы. Однако я старалась накопить на необходимое оборудование, выбирать не приходилось. Как говорится, курочка клевала по зернышку. Делала все подряд, кроме откровенного зашквара.

Росла моя популярность, сама я взрослела, стала постепенно вводить свой оригинальный стиль, потому что меня не привлекало быть всю жизнь ювелиром-универсалом. Хотелось, чтобы люди чувствовали мой вайб. Меня многие коллеги критикуют за то, что на сайте Kate Snap нет разделения на мою личную страничку и страницу с продуктом — все смешано. Но мне кажется, что это правильно, что у меня не просто магазин. Ведь мой бренд — это еще и коллекция историй, каждая из которых связана с той или иной вещью. Например, я сделала кольцо «Панелька» в пылу увлечения Чернобылем, когда неоднократно ездила в Припять. Не прошло бесследно и юношеское увлечение татуировками. Так, одной из популярных моделей стало кольцо «Полны Любви», выполненное по мотивам скульптуры Микеланджело «Давид» и эстетики Russian criminal tattoo. Мне нравится сочетать далекие друг от друга культурные пласты.

В 18 лет я открыла ИП, подключила интернет-эквайринг (возможность расплачиваться картой на сайте или через терминал), сделала сайт с каталогом. До этого я принимала от людей плату за товар, скажем так, в ручном режиме. Тогда же взяла себе помощницу по заказам, начала устраивать мастер-классы. Денег стало больше, и я занялась тем, что любила всегда — путешествиями. На сегодняшний день мне удалось побывать примерно в 70 странах, но люблю ездить и по России. Дважды гоняла в Норильск, видела Воркуту. Обидно, что замечательные достопримечательности, которыми богаты наши северные края, имеют плохо развитую инфраструктуру. Добраться вертолетом до какого-нибудь вулкана на Камчатке стоит как поездка в Исландию. Чтобы обеспечить себе подобные развлечения, приходится много работать. Надеюсь, если в будущем мастерская сможет функционировать без меня длительный срок, я бы купила автодом и поехала в эпичное путешествие по нашим городам и весям.

В последнее время стала проводить благотворительные аукционы. Иногда люди заказ оплачивали, а вещь не забирали (даже спустя три месяца). Мы звонили, но клиенты не отвечали, может, уехали или умерли. Не могу же я второй раз продавать изделие! Из этой ситуации нашелся простой выход — аукцион, вырученные деньги с которого пойдут на благие дела. На меня обратили внимание различные благотворительные фонды, решив, будто я эдакий филантроп-миллионер, и теперь у меня целая очередь на участие в подобных проектах.

Недавно сотрудничала с приютом для животных, для которого сделала адресники для собак. Эстетически я была верна своему стилю, украсив изделие колючей проволокой. На уступку пошла лишь раз, когда ко мне обратился фонд, поддерживающий детский хоспис. Изделия для аукциона я выполнила по эскизам детей, ничего от себя не добавляя. Можно сказать, я организовала лишь техническое исполнение. Подумала, что ребятам будет интересно то, что придумали именно они.

Вообще очередную модель я выпускаю только с появлением новой идеи. Коллеги-предприниматели так не делают — готовят к сезону партию, состоящую, например, из 15 вещей. Мой мозг так не работает — не могу сидеть натужно в попытках породить какой-либо замысел. Хотя мои изделия довольно просты. Обычно это миниатюрные копии всем известных образов, подсмотренных в нашем быту: кулоны «Голубь» или «ЛЭП», кольца «Высотка» или «Разводник», печатка «Панелька» и другие. Иногда выпускаю одежду с надписями. Мне порой нравятся какие-либо фразы или высказывания, хочется их зафиксировать, а для татуировок места нет. (Моя мама и так говорит, что я выгляжу как стенгазета.) Если не получается встроить текст в ювелирное изделие, тогда я печатаю футболку. Одежду выпускаю лимитированным тиражом, поэтому эта история скорее про выход творческой энергии, а не только про коммерцию.

Сегодня вместе со мной работает команда, есть клиентская поддержка, курьер. На это ушло девять лет. Особых форс-мажоров не было, кроме взрыва бытовой зажигалки, когда я себе брови с ресницами опалила. Трудимся не торопясь, потому что амбициями по захвату рынка цацек я никогда не страдала. Kate Snap имеет определенную популярность, но не является продуктом для массмаркета в чистом виде. Надо жить в кайф. Конечно, развиваться тоже пытаемся. Экспериментом в этом направлении стало открытие пончиковой «Подъезд» у сада «Эрмитаж».

Фото: из личного архива Кати Снэп

Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru

Подписаться: