, 3 мин. на чтение

Почему вы должны меня знать: основатель авиационного конструкторского бюро «Ларос» Олег Ларионов

Авиация и космос — те вещи, которые интересовали меня с детства. Я родился в Эстонии, в Пярну.

В школьном кружке астрономии я был, наверное, самым увлеченным учеником — следил за черными пятнами на Солнце, писал заметки, которые даже публиковали в журнале «Астроном». Во время каникул я ездил в Пулковскую обсерваторию — на автобусе до Петербурга не самый близкий путь, но это не было препятствием.

Куда поступать после школы, ответ был вполне очевидный. Конечно, в Московский авиационный! Я пытался дважды, но помешала дислексия, о которой, впрочем, тогда вообще и знать не знали. В итоге я выбрал Московский горный институт, где с 1988 года начал заниматься бизнесом. Именно в это время разрешили создавать коммерческие студенческие предприятия. Я был одним из первых, кто воспользовался такой возможностью.

С того момента я занимаюсь бизнесом и стал, пожалуй, уже серийным предпринимателем. В разное время у меня были фармацевтическая компания, казино, финансовая компания, дистрибуция косметических марок. Бизнес — вещь, которой отдаешься полностью. Но в глубине души у меня все равно жила мечта летать, и я знал, что когда-нибудь ее реализую.

Возможность представилась не скоро. В 2008 году я впервые сел в пилотажный самолет, и получилось так, что вместо положенного легкого ознакомительного полета отлетал с инструктором 10 минут полной программы с выполнением всех основных фигур высшего пилотажа. Если кто-то скажет вам, что с первого полета почувствовал, что пилотаж — это его, не верьте. Человеку неподготовленному крайне сложно справиться с физическими перегрузками. Но когда выходишь из самолета, остается «полетное послевкусие». Именно оно и тянет на аэродром еще и еще.

Со временем я добился немалых успехов в этом виде спорта. В моем активе чемпионат России-2018 по высшему пилотажу на самолете Як-52. В 2020 году я освоил пилотажный планер и стал призером чемпионата России и в этой категории. Тогда же я начал участвовать в спортивных соревнованиях «Русские авиационные гонки». Смысл авиагонок заключается в скоростном пилотировании самолета по специально установленной воздушной трассе, которая обозначена надувными пилонами, и нужно на предельно малой высоте пройти этот воздушный маршрут на время.

После того как я увлекся авиацией, я обнаружил, что в России давно перестали выпускать пилотажную технику. Мы летаем на самолетах, созданных более 20 лет назад, либо вынуждены покупать их за границей. Все-таки мой мозг заточен под бизнес, поэтому решение проблемы было очевидно. В 2010 году я создал конструкторское бюро «Ларос» с амбициозным девизом «Российские пилоты должны летать на российских самолетах». Это, конечно, не самая простая задача — создать современный спортивный самолет. Мы используем наработки ОКБ Сухого, сотрудничаем с СибНИА. За последние десять лет мы сделали многое, например спроектировали и подняли в воздух экспериментальный самолет «Ларос-100» — в принципе, первую в этом веке пилотажную машину российского производства. Сейчас КБ «Ларос» наладило серийный выпуск мотодельтапланов, а летом увидит свет планер нашего производства.

Но один из самых любимых и важных проектов — пилотажный самолет «Ларос-31». На авиасалоне МАКС-2019 мы представили свою разработку — летающую лабораторию с модифицированным крылом. Хотим ни больше ни меньше сделать самолет для чемпионов, ведь традиционно наши спортсмены-пилотажники были одними из лучших в мире. Чтобы и дальше одерживать победы мирового уровня, необходима соответствующая техническая база. Я рассчитываю, что мои самолеты «Ларос-31» закроют эту потребность.

Вообще популяризация пилотажного спорта — очень правильная, на мой взгляд, идея.

Думаю, что «Русские авиационные гонки» этому способствуют, ведь подобные гонки не просто спорт, но настоящее шоу, которое интересно смотреть и непрофессионалам. С каждым годом зрителей становится все больше и больше. Пока это единственный такой проект в России, и я рад, что принимаю в нем участие как пилот-спортсмен. А как предпринимателю мне было бы интересно производить самолеты для гонок, тестировать наши разработки и иметь возможность рассказывать про нашу работу широкой аудитории. Поэтому в этом году мы участвуем в авиационных гонках собственной командой КБ «Ларос». Я жду начало летного и спортивного сезона, ведь в 2021 году запланированы авиагонки в разных регионах страны.

Помимо авиации, конечно, никуда не делось и детское увлечение космосом. Сейчас оно выросло в отдельное направление работы конструкторского бюро. В планах — построить сверхлегкий ракетоноситель, сначала суборбитальный, а затем и орбитальный.

Вот это сложнейшая, пожалуй, задача. Большинство людей, когда слышат, что мы конструируем ракеты, спрашивают: «Что, серьезно?!» Да, мы вполне серьезно решаем важные стратегические проблемы —например, такой ракетоноситель позволит быстро и сравнительно доступно запускать в космос микроспутники. Это примерно то, что сейчас делает Илон Маск. Нам в России тоже вполне под силу открыть космос для частного бизнеса, и это ускорит развитие услуг связи, поможет исследовательским организациям и выведет нашу аэрокосмическую отрасль на принципиально другой уровень.

Фото: из личного архива Олега Ларионова