Дора Шварц

Почему вы должны меня знать: основатель бренда кастомных мужских ботинок BBR Игнат Юдин

5 мин. на чтение

Бренд — это набор философий и принципов. У него должна быть позиция, иначе это не бренд. Наша позиция как бренда — мы делаем прошивную обувь, и делаем ее только из кожи.
Мне повезло. Я родился в семье, где занимались обувью. У моего крестного было производство обуви. Мой отец занимался обувью — поставками, отгрузками, перемещением и закупкой. Я в этом жил. Для меня в 10 лет было нормально, что куда-то пришла фура обуви, ее разгрузили и отправили. Я участвовал в этом постольку-поскольку.

Понятно, что лет в 16–18 я думал, что буду заниматься чем-то другим. Я хотел стать актером. Поступил, разочаровался и подумал, чем я хочу заниматься. И придумал свою идею, которая мне понравилась и которую я до сих пор реализовываю.

В середине второго курса, когда мне было лет 18–19, я долго уходил из театральной академии. Я тогда сел и несколько месяцев думал, прокручивал какие-то идеи — философию, принципы, на чем все это будет держаться. Мы были первооткрывателями, мы были теми, кто придумал идею дистанционного пошива обуви на заказ. Мы начинали с этого: недорогой, доступный индпошив из качественных материалов, прошивная обувь. Конечно, были бренды, которые это уже делали, но обычно они делали туфли, классическую обувь. А у нас раз — и ботинки. Мощные, для наших осени и зимы.

Это было очень интересно делать, и до сих пор интересно, потому что не было возможности у кого-то подсмотреть. Все нужно было изобретать заново. Пришлось изобрести систему дистанционного снятия мерок. (Она, кстати, почти не изменилась с тех пор, как мы ее придумали.) Как ни странно, тогда я довольно хорошо понимал, куда это должно прийти. И я понимал, что работа над брендом — это долгая история. Даже не десять лет. Это не про деньги. Если бы я хотел зарабатывать деньги, надо было бы просто возить обувь из Китая и Турции и продавать ее с наценкой 100%.

В 2016 году все это сделалось.

Сначала я был один — понятное дело, занимался обкаткой системы. Потом я начал искать людей. В первый день, когда ко мне на работу вышел мой первый сотрудник, Дима, я сказал ему: тебе нужен стол. И мы с ним сделали ему стол. Во второй день мы потихоньку учились общаться с клиентами. У нас была такая система, что один человек занимался всем.

Стоит сказать, что два года назад я полностью поменял принцип набора кадров на производство. Сейчас 95% сотрудников полностью заменены, и, что важно, они выращены с нуля. Я понял, что от сотрудников зависит успех всего предприятия. И я уже второй год безвылазно провожу на производстве, создавая систему, которая позволяет вводить человека в процесс сразу. Я говорю: Иван, ты будешь на этом участке. И через год Иван становится обувным специалистом.

Спустя два года мы набрали много людей, всех обучили и теперь можем двигаться дальше. Сейчас мы будем выдавать новые продукты, новые технологии, пробовать использовать более промышленное оборудование. Задача — навести порядок во всех процессах за ближайший год. В связи с тем, что мы делаем кастом, у нас огромные электронные википедии, много всего, что нужно привести в порядок. И нужно масштабироваться — выдавать новые продукты для новой аудитории: женская, спортивная обувь. И масштабироваться в объемах.

Мы делаем прошивные ботинки, по крайней мере на данный момент. У нас много чего в разработке, включая и кеды, и туфли. Но именно женская обувь — это отдельный процесс, отдельное производство. Но этой обуви делается много, и она делается в хорошем качестве. Я не очень вижу смысла залезать в этот сегмент. На женском производстве более тонкие инструменты, тонкие материалы, даже люди по-другому работают. Мне важно понимать продукт, с которым я работаю. Я могу организовать производство женской обуви, но я его не так хорошо понимаю с точки зрения аудитории и каким оно должен быть.

Наши клиенты — очень разные люди. Это могут быть бородатые байкеры, хипстеры, туристы. Может быть молодая девушка, которая пришла с папой и заказывает себе ботинки а-ля мартенсы. Может быть девушка постарше, которая заказывает себе наши моррисоны — уже без папы. Но все-таки 65% аудитории — мужчины 30+. А над остальным мы работаем.

Сейчас мы делаем обувь не только по мерке, потому что не всем нужен индивидуальный пошив. Мы довольно долго шли к готовой обуви. BBR Shop (то есть магазин с готовой обувью, а не индпошив) мы открыли в 2020-м. У нас раздельные сообщества в VK для продажи кастомной и готовой обуви — BBR Shop и BBR Custom.

Спустя 20 лет у меня есть видение и опыт, и я понимаю, что вот это выстрелит, а это не очень, но при этом я много раз ошибался. Иногда выстреливает то, на что ты не рассчитывал. А иногда думаешь: о, это сейчас всех разорвет, а всем все равно, никому не нужны твои мокасины.

Долгие годы у нас в топе продаж держалась модель «Бывалый бродяга Генри». Это невысокий ботинок из рыжей и изумрудной кожи. Он искусственно старится, на коже получаются красивые прожилки и после обработки ботинок царапается, режется подошва. И неожиданно это так зашло людям, что это сейчас лучшая по продажам модель в BBR Shop. Но многое зависит от сезона. Летом больше популярны кроссовки и полуботинки, а осенью — настоящие ботинки. Если говорить о моделях, всегда в топе «Cкромняга Генри», «Шторм», классические ботинки вроде «Билли броги».

«Cкромняга Генри» — визитная карточка BBR, его многие знают. Его даже китайцы копировали. Нам клиенты прислали эту пару и говорят: мы вас раскрыли! Мы эту пару порезали, там, конечно, был картон-поролон. Было мило. Когда тебя копируют — это приятно. Если смотреть стилистически, то в России у нашей обуви конкурентов нет. Есть люди, которые делают похожий подход, но они работают с другим направлением.

Я сам всегда ношу только собственную обувь, если только это не что-то очень специфическое или туристическое — сапоги из неопрена, которые надеваешь в лес, когда вода стоит. У кожаной обуви есть элементарный предел использования, она не любит влажную среду. Если же говорить про обычные дни, то ничего, кроме BBR, я не ношу. Дело не в принципиальности, а в том, что очень мало обуви, которая бы меня устроила. Чаще всего в обуви меня не устраивает подкладка — мне важно, чтобы подкладка была КРС (крупный рогатый скот), она не дает запаха. Чаще всего в кожаной обуви используют свиную подкладку, обычно это в три-четыре раза дешевле.

Любая обувь BBR должна иметь конкретные характеристики — у нее должна быть конкретная стелька etc. Мы как-то говорили клиентам: найдите нам аналог, соответствующий этим характеристикам, найдите на рынке предложение дешевле или выгоднее. Один раз был комментарий, мол, а вот есть американская модель по скидке 75%. Но это нерелевантно — это обувь со скидкой 75%.

Сейчас мы работаем над тем, чтобы держать цены на едином уровне. По факту мы работаем над тем, чтобы снижать стоимость продукта. Хочется, чтобы продукт оставался доступным массам. Сейчас мы делаем порядка 1200 пар в месяц, но мы постоянно растем. В целом нам позволяет так работать модель продаж: мы сами делаем обувь и сами ее продаем. Мы не связаны с цепочкой продаж, не связаны с продавцами — тогда бы наша обувь стоила раза в полтора дороже.

Я собираюсь передавать бренд по наследству. Уже есть кому, но я собираюсь сделать еще минимум четырех наследников. Я, конечно, не буду прививать это насильственно, но я надеюсь, что кому-то захочется это продолжать.

Фото: Климентий Шмелев

Подписаться: