search Поиск Вход
, 6 мин. на чтение

Почему вы должны меня знать: основатель бухгалтерского сервиса Topline Наталья Ненашева

, 6 мин. на чтение
Почему вы должны меня знать: основатель бухгалтерского сервиса Topline Наталья Ненашева

Я занимаюсь бизнес-консалтингом уже двадцать лет, из них десять я живу и работаю в Москве. На практике прошла все циклы запуска и развития своего бизнеса. Знаю, как он должен быть построен и отлажен, чтобы быть коммерчески успешным и привлекательным для инвесторов.

Как и многие, я начинала в работе по найму. Прошла путь от кассира-бухгалтера до финансового директора крупной дорожно-строительной фирмы. Но в какой-то момент мне захотелось заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью, и я открыла агентство по продаже индивидуальных туров.

В 2011 году я получила предложение по организации бизнес-процессов в одной московской группе компаний, так как я аттестованный аудитор с 2001 года, а в аудиторском бизнесе есть законодательные требования, что владеть и управлять компанией может только человек с аттестатом, моя личность представляла определенный интерес на рынке этих услуг. Но приглашали меня на правах партнера, а спустя два годы работы на компанию выяснилось, что я обычный наемный директор с соответствующим позиционированием.

Грубо говоря, мы не договорились об условиях, и в 2013 году я покинула их, чтобы основать и развивать свой собственный бизнес — «Столичный центр аудита и оценки». Спустя три года в мою дверь постучалась компания IBS с предложением купить бизнес. Мы вели переговоры восемь месяцев, и в итоге в конце 2016 года сделка завершилась продажей.

После продажи бизнеса у меня были определенные договоренности и подписанные документы, согласно которым я должна была сохранять конфиденциальность сделки и два года не могла заниматься аналогичным бизнесом. Я выдержала этот этический коридор, но с аудитом завязала окончательно и бесповоротно и перешла в обслуживание малого бизнеса с точки зрения бизнес-консалтинга.

Так в 2017 году появилась компания Topline, принцип которой предоставлять бизнесменам современные консалтинговые и бухгалтерские услуги. У нас есть два лозунга: «Бухучет как для себя» и «С Topline всегда онлайн».

Аутсорсинговых компаний очень много. И, честно говоря, качество предоставляемых ими услуг оставляет желать лучшего. Обычно у клиента есть три варианта сотрудничества. Первый вариант — иметь штатного бухгалтера, что обходится достаточно дорого. Второй — аутсорсинговые компании, которые берутся за формирование и сдачу отчетности. И есть третья категория, как я их называю, тетеньки-надомницы, то есть удаленный сервис в виде регулярного ведения учета физическим лицом, и лицо это, как правило, клиенты никогда не видели. Они не обременены договорами, потому что там нет никакой ответственности. Люди регулярно платят, бухгалтер регулярно делает вид, что ведет отчетность. В каждом из трех вариантов есть свои плюсы и минусы.

Но я считаю, что за аутсорсингом однозначно будущее, потому что это удобно и выгодно клиенту. В Topline мы предлагаем комплексный подход. Современные бухгалтеры должны быть многорукими, потому что у владельцев есть очень много вопросов, которые лежат в разных плоскостях. Это и финансовый менеджмент, и финансовый анализ, и планирование, и налоговая безопасность, и многое другое. Получается, что для защиты бизнеса не хватает компетенций одного человека. Конечно, есть вариант увеличить штат людей, но это невыгодно. Гораздо удобнее привлечь аутсорсинговую компанию, которая способна обеспечить комплексный подход к решению вопроса. В рамках нашего договора, который представляет собой около 30 листов, четко понятен и комплекс наших услуг, и уровень ответственности.

Мы работаем на опережение. Как поступают другие аутсорсинговые компании? У человека есть бизнес, в конце квартала он привозит документы, вываливает их на стол, бухгалтер что-то сводит, рисует то, чего недостает, и формирует отчетность. Вот Topline не про это.

Мы про операционные решения. Клиенты приходят к нам до того, как заключают договоры и сделки. Мы, как правило, участники процесса, способны повлиять на формулировки в договорах, которые очень часто могут оптимизировать налоги. Мы планируем налоговую нагрузку до того, как клиент совершает операцию, потому что в этом случае существует множество возможностей для маневров.

И, конечно, мы про осознанность владельцев бизнеса. Сейчас я уже нахожусь на той стадии своего развития, когда отказываю в обслуживании клиенту, если понимаю, что человек нас не слышит. Для меня важно, чтобы к нам приходили как к экспертам: у клиента есть проблема и мы точно знаем, какими инструментами ее можно решить. Но когда приходит человек, который не готов ничего менять в своем бизнесе, не готов нас слушать — это точно не мой клиент.

Бизнесменам нужно помнить, что оптимизация — очень выгодный процесс. Потратившись на консалтинг, они сэкономят на налогах гораздо больше. Либо смогут наконец-то получить кредит на развитие компании, привлечь в нее серьезных инвесторов. Наконец, правильная упаковка бизнеса гарантированно подстрахует от того, что ФНС обвинит вас в уклонении от налогов и заставит доплатить в бюджет сумму, которая сопоставима, например, с полугодовой выручкой компании.

Очень важный критерий — возраст бизнесмена. Хотя и молодые, и более взрослые очень четко транслируют низкий уровень финансовой грамотности. Отличие лишь в том, что молодые бизнесмены (я говорю о предпринимателях, которым в районе 30 лет) готовы учиться. Они нанимают нас как консультантов не только для того, чтобы сэкономить свое время, но и для того, чтобы получить от нас ценные инструменты, которые смогут внедрить. Одна из программ, которую я сейчас развиваю, как раз личное сопровождение владельцев бизнеса. Мы называем это финансовым детоксом и помогаем клиентам навести порядок в операционном учете, разобраться с бизнес-процессами, правильно расставить людей, внедрить управленческий учет.

Подобная коммуникация намного эффективнее, чем обучающая программа из интернета. Онлайн-курсам не хватает практического аспекта, разбора реальных и индивидуальных кейсов, с которыми предприниматели сталкиваются в жизни. В то время как мы в Topline, наоборот, практики с огромным опытом в сфере консалтинга. Мы знаем, как рождается и функционирует бизнес. Именно такие знания — практические и понятные — нужны предпринимателям: Налоговый кодекс, лицензирование, закон о бухучете, отношения с фискальными органами, миграционное законодательство и т. д. Каждый из этих аспектов требует жестко регламентированных алгоритмов действия. Каждый из них — это сложный комплекс.

А вот более взрослая аудитория не готова тратить время на обучение. У них другой уровень платежеспособности, они платят нам за то, чтобы мы пришли и сделали все своими руками.

Можно долго спорить, что первично — сам продукт, который мы производим, или финансовая подкованность бизнесмена. На мой взгляд, управленческие навыки и финансовая грамотность все-таки важнее. Это набор определенных правил, инструментов и технологий. Если ты носитель этих знаний и навыков, ты способен взять любую бизнес-идею, загнать ее под определенные правила и регламенты, и она будет монетизироваться куда успешнее, чем если ты будешь заниматься предпринимательством, не имея этих инструментов. Кроме того, ты можешь очень быстро диверсифицировать свои бизнесы.

Важна ли финансовая грамотность? Однозначно. Гарантирует ли финансовая грамотность рост бизнеса? Однозначно. Но только этого фактора недостаточно. Важны качественный продукт и этика ведения бизнеса. Сейчас существует много агрессивных схем продаж, которые выстроены на качественном менеджменте, внутри которых хорошо считают деньги, но при этом сама услуга в корне неправильная. Например, колл-центр, который мошенничеством разводит банковских клиентов на деньги. Такой бизнес обречен.

Основная проблема российского бизнеса в том, что он черно-белый. Это не означает, что какая-то часть бизнеса полностью уклоняется от уплаты налогов, хотя и такие прецеденты имеют место быть. Скорее речь идет о ситуациях, когда удельный вес белых операций составляет до 50%, а все остальное за бортом. Но сейчас фискальными органами созданы такие условия, что бизнес просто вынужден обеляться. У них нет другого выхода, если они хотят расти, масштабироваться и чувствовать себя в безопасности. И вот этот процесс обеления очень болезненный.

Первое, бизнесменам необходимо понять, что без этого не обойтись, несмотря на то что они очень боятся. Существует мнение, и оно правильное, что работать вбелую дорого. Но для этого и существуют такие компании, как Topline, потому что одно дело обеляться, а совсем другое — иметь возможность правильно жонглировать статьями Налогового кодекса, использовать те преференции, которые нам дает государство для того, чтобы правильно выстроить легальный бизнес, но при этом налоговая нагрузка была в разумных пределах. С клиентами приходится очень много разговаривать, чтобы убедить их выйти из тени. Это носит массовый характер.

Еще одна проблема, которая стала особенно актуальна в пандемию — дробление бизнеса. Это ситуация, когда бизнес уже подрос и вроде бы должен перейти на другой налоговый режим, но при этом не хочет платить налоги в полном объеме и начинает дробиться на более мелкие сегменты. Создает новые компании — под тем же брендом, с теми же людьми, в тех же местах. Продает тот же продукт, но под другим именем. Это неизбежно привлекает внимание налоговой. В пандемию кто-то начал сворачиваться, а кто-то — очень быстро расти, и мы как раз подхватили таких клиентов, чтобы спасти их от ошибочных методов масштабирования бизнеса, многомиллионных налоговых доначислений от ФНС и прочих тяжелых обвинений, которые неизбежно появляются при безграмотном дроблении.

Конечно, я очень много работаю, и если говорить о том, как мне удается сохранять баланс между работой и семьей, я могу ответить одно — никак. Если послушать моих детей, а их у меня трое, то им катастрофически не хватает моего общества. Хотя я думаю, что всем детям всегда не хватает своих мам, сколько ни давай, они будут голодные на этот счет. Мне помогает, что офис и дом находятся рядом. Это здорово экономит время на дорогу и делает мою работу эффективной. Сейчас я стремлюсь к тому, чтобы сделать пятницу выходным днем и работать 4/3.

В средней дочери мне даже удается воспитывать предпринимательский дух. Она позиционирует себя как дизайнер одежды и делает свои первые шаги. Раньше я относилась к ее деятельности как к хобби, но во время пандемии ее продажи значительно выросли, мы зарегистрировали дочь как ИП, хоть она еще и не достигла совершеннолетия, и я поддерживаю ее в бизнес-вопросах.

Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru

Фото: из личного архива Натальи Ненашевой