Родился я в Нижней Туре, маленьком городе в Свердловской области рядом с Екатеринбургом. Из того, что я помню, в раннем детстве я хотел стать уфологом — в то время это было очень модно.
Было интересно, я собирал вырезки из газет, изучал разные типы НЛО. Но уже в осознанном возрасте планировал стать инженером, как старший брат и отец. Именно для этой цели я выбирал себе подходящий университет.
Потом случилась перестройка, и я начал смотреть на этот мир другими глазами, не очень понимал, что происходит. С одной стороны, мысль о том, что надо быть инженером, учиться на пятерки. А с другой стороны, я видел истории успеха 1990-х, когда люди открывают свои киоски, магазины, что-то продают. И те, кто смог выжить и масштабировать это, превратились в гигантские компании.
Затем поступил в Уральский государственный физтех. Кафедра инновационных технологий, специальность — управление качеством, или TQM, Total Quality Management. У меня как раз тот случай, когда образование действительно помогло в жизни. Часто бывает, что пять лет потратил на обучение, а дальше не понимаешь, как можешь применять знания в жизни. Предметы опережали свое время — допустим, у нас были предметы «управление проектами», канбан (прим. ред. — система организации производства и снабжения, позволяющая реализовать принцип «точно в срок»), основы принятия управленческих решений и другие. Я в университете еще в 2005 году узнал, что такое бережливое производство. Хотя в России это направление только несколько лет назад начало развиваться. Образование очень драйвило. И, конечно, было применимо в дальнейшем в бизнесе.
В университете я начал работать. Я пришел в компанию по продвижению сайтов. И через год у меня был отдел из семи человек. Я был руководителем отдела продвижения. А общался я с коммерческими директорами — по маркетингу, по снабжению и так далее.
Потихоньку начинал погружаться, понимать их экономику. И за счет этого стал задумываться, а в чем тогда мой профит. Почему они зарабатывают на этом огромные деньги, а я просто получаю зарплату?
Тогда появилось желание запустить свой бизнес. Я решил сделать анализ частотности запросов в интернете, чтобы найти свою нишу. Самыми популярными оказались два запроса: электроника и казино. Причем казино было гораздо популярнее. Сначала я подумал создать портал казино. Это такой информационный каталог, который собирает все низкочастотные запросы про все виды казино. Но хоть тогда это и было еще легально, я все-таки решил не трогать эту сферу, и это было правильным решением.
Остановился я на бытовой технике и электронике. Мы с моим одногруппником решили развиваться в эту сторону. Я понимал, как создать сайт, как привлекать трафик — стояла задача найти поставщика. Через знакомых мы нашли одну компанию. Они согласились нам отгружать в рамках живой очереди поштучно. Вложили мы в этот бизнес совокупно около 30 тыс. рублей — большая часть ушла программисту за сайт. Так появился первый бизнес, которым я занимался 12 лет.
Уже потом появилась идея делать что-то другое. Я был знаком с акционерами CDEK. У них была задача что-то решить с текущим маркетплейсом CDEK — маркетом, который работал с российскими покупателями. В него инвестировали 2,5 года. Там были существенная команда и ресурсы, но дохода почти не было. Так мы пошли с командой в тестирование гипотез.
Мы увидели, что людям нужна была логистическая компания, которая отправляет товары из зарубежных интернет-магазинов в Россию через услуги CDEK. Мы подумали, почему бы не упростить этот клиентский путь. И решили дать возможность клиенту под ключ оформлять заказ на витрине понятным ему способом.
Так в мае 2022 года запустился CDEK.Shopping. Мы попали в тот самый пик, когда была существенная разница в курсе доллара. Наши цены образуются в зависимости от текущего курса. Тогда курс был выше 100 рублей, а наши цены считались от курса 70 рублей за доллар. Мы дали анонс о запуске только на сайте CDEK и в их телеграм-канале и еще не были готовы к масштабному запуску, но в итоге это подхватили все СМИ. При этом по-хорошему нам нужно было еще время доработать продукт, проверить процессы на небольших объемах. В итоге я наблюдал такую картину: захожу на сайт, он почти не грузится, но заказы поступают.
В какой-то моменты мы искусственно завысили цены на сайте, чтобы остановить этот поток, но заказы продолжали поступать, а позже мы приняли решение снять самые продаваемые товары. Уже потом, в течение первых нескольких месяцев у нас не было точного понимания, будет ли дело дальше расти. Поэтому мы стали фокусироваться в первую очередь на спросе. Мы выстроили ассортиментную нишу. Обращали внимание на обратную связь от наших любимых клиентов, поняли, что надо улучшать. Так все сложности мы превратили в возможности.
В 2023 году сервис CDEK.Shopping доставил более 150 тыс. посылок — в 4,5 раза больше, чем в предыдущем году. Уже спустя год работы выручка на 2023 год составила 3,7 млрд рублей.
В начале года на платформе было представлено около 92 тыс. предложений, но уже к декабрю количество товаров на витрине выросло почти в 30 раз. В течение 2023 года на витрину CDEK.Shopping добавили товары с Poizon, Zara Home, H&M Home, Stradivarius, Paul Smith, LC Waikiki, Decathlon, Macy’s, Fashion Nova. На сайте появилось семь новых категорий: «Парфюмерия», «Мототовары» и «Спорт и отдых», «Строительство и ремонт», «Товары для болельщиков», «Товары для взрослых (18+)» и «Хобби и творчество».
В числе первых сервис запустил доставку в Россию топовых новинок электроники: Iphone 15, Macbook Pro, iMac, Oculus Quest 3, Steam Deck OLED, PS 5 Slim, PS Portal. Сейчас на СDEK.Shopping доступно более 3,9 млн предложений от более 24,5 тыс. различных брендов.
Для тех пользователей, кто хочет заказать особый товар, не представленный на витрине CDEK.Shopping, например коллекционные гитары, лимитированные издания книг, кастомные кроссовки, в сервисе появилась услуга «Заявка на выкуп» для доставки различных товаров из-за рубежа. За год количество заказов нового сервиса «Заявка на выкуп» выросло в 13 раз, оборот за 2023 год составил более 101 млн рублей.
Сейчас проект можно назвать устойчивым. В будущем есть много планов по оптимизации процессов и расширению и улучшению ассортимента. Мы хотим предложить клиентам оплату по СБП, BNPL-продукты и рассрочки, чтобы сделать наши услуги доступнее. Модифицировать витрину, делать поиск, фильтры, разделы и сами карточки более удобными. Также у нас есть фокус в сторону более глубокой интеграции в экосистему CDEK. Например, у нас нет отдельного мобильного приложения CDEK.Shopping, и сейчас в приложении CDEK есть отдельный раздел, посвященный нашей витрине, но в наших планах сделать его возможности шире.
Кроме того, мы хотим развивать сотрудничество с селлерами. У нас есть витрина, которая воспринимается многими как маркетплейс. Но сейчас мы туда заводим предложение от разных поставщиков, доверенных нам, и сторонние селлеры не могут там размещаться. Мы не исключаем такой возможности в дальнейшем, а сейчас приглашаем селлеров к сотрудничеству в качестве партнеров по выкупу и доставке товаров в других странах.
Фото: Ксения Раудсеп
Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru