Я родился в Москве, учился в английской спецшколе и, как многие мальчишки, чье детство пришлось на 1990-е, мечтал стать бизнесменом. Каким именно бизнесом заниматься, казалось не столь важным, главным в этой мечте были большие капиталы.
После школы я поступил в Российскую международную академию туризма, не успев окончить ее, открыл туристическую фирму (в те времена это еще было хорошей идеей!). Но, быстро освоив ремесло, ушел в консалтинг и начал помогать другим компаниям выстраивать отделы продаж и эффективно управлять персоналом.
Параллельно с этим я всегда был интегрирован в московскую еврейскую тусовку: с раннего возраста ездил в религиозные лагеря, посещал еврейские праздники. Еще плотнее я соприкоснулся с общиной после того, как женился, у нас с женой даже был обряд хупы (церемония бракосочетания в еврейской традиции. — «Москвич Mag»). Сейчас мы воспитываем троих детей.
В какой-то момент я начал вести лекции про бизнес для еврейской молодежи, и это решение стало поворотным моментом. На эти занятия приходили представители бизнеса. У нас даже была опция — можно было защитить перед ними идею своего стартапа и получить первые инвестиции.
Примерно тогда нам с Денисом Гуревичем (одним из моих клиентов по консалтингу, а теперь партнером) пришла в голову идея — объединить деловых людей с еврейскими корнями вокруг еврейской общины. Эта мысль захватила нас. «Вау! Можно не просто зарабатывать деньги, а приносить их для пользы и развития чего-то важного». Не скрою, этот тезис повышал нашу значимость и в собственных глазах.
Так появился клуб Solomon.help.
Начиналось все с двух стульев и стола все в том же Еврейском молодежном центре. В нас мало кто верил и мало кто на нас реагировал. Но, что важно, идею сразу поддержали главный раввин России Берл Лазар и глава Федерации еврейских общин России Александр Борода, их благословение стало мощной опорой для дальнейшей работы и веры в себя.
Важно еще понимать, что благотворительность в России в целом не самая легкая сфера. Культура помощи все еще на стадии формирования. Это была чистая авантюра!
Но сейчас, спустя восемь лет, мы уже состоявшаяся организация с просторным офисом в центре Москвы, десятками мероприятий ежегодно, среди наших резидентов — самые известные бизнесмены страны. Мы поддерживаем множество социальных проектов — от детских пансионов и еврейских школ до ежедневного развоза теплых обедов пожилым одиноким людям.
Важная часть нашей работы с людьми — духовная, но и тут мы задаем высокий уровень. Если резиденты хотят изучать Тору, то мы проводим уроки с главным раввином страны. Если отмечаем еврейские праздники, то это всегда масштабные постановки, перформансы и т. д.
Отдельное направление нашей работы — авторские поездки. Мы уже летали в Марокко, Израиль, США, на Алтай — всегда в наших программах есть еврейская составляющая. К примеру, в какой бы точке земного шара мы ни оказались, всегда отмечаем шаббат. Это добавляет не только духовности, но и душевности.
Оглядываясь назад, я могу сказать, что проект стал успешным в тот момент, когда обязательным условием участия в клубе мы сделали благотворительный коммитмент.
Если говорить простыми словами, то каждый резидент берет на себя обязательство и финансово поддерживает один из социальных проектов общины. В обмен на это он получает доступ ко всем событиям сообщества.
Важным инсайдом в работе стало то, что для успешных бизнесменов значительно более интересен и ценен контент, никак не связанный с бизнес-повесткой. То есть паблик-ток с олигархом соберет куда меньше статусных гостей, чем камерный концерт с Юрием Башметом.
Главные наши благотворители — это те, кто проникается ценностно и духовно. По-настоящему крупные пожертвования мы получаем от тех, кому созвучны наши смыслы, а не маркетинговые ходы.
Напоследок принято говорить про творческие планы, верно? Мы, очевидно, планируем масштабировать сообщество, развивать Solomon.help в регионах и активнее работать над камерными проектами и горизонтальными связями. Мы хотим еще больше помогать общине и активнее поддерживать ее проекты.
Да, я не стал бизнесменом с большими капиталами, но сумел применить бизнес-подход к благотворительности, соединить материальное и духовное. И самое главное — увидеть свою миссию и создать что-то по-настоящему значимое.
Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru
Фото: Дима Жаров