Анастасия Барышева

Почему вы должны меня знать: основатель и директор школы Masters Полина Бондарева

4 мин. на чтение

Я родилась в Петербурге, выросла напротив Мариинского, и все мое детство было связано с театром и с ежегодными новогодними «Щелкунчиками».

Я обучалась в языковой школе в Петербурге, в известной 56-й гимназии, жила два года в Москве, после училась в Лондоне, собственно, вернулась в родной Петербург и поступила на юридический факультет СПбГУ. Все эти события составляют первую часть моей жизни до того, как я пришла в искусство.

Хотя с детства я увлекалась искусством, занималась рисованием во Дворце творчества юных. Я не просто так сказала про Мариинский театр. У был меня одноклассник, который учился в Вагановке, и я тоже хотела быть причастной к этому миру. У меня дома хранятся различные исторические вещи, например пуанты от Ульяны Лопаткиной до Дианы Вишневой. Я много рисовала, и у меня хорошо получалось, я хотела поступать в архитектурный, но вот уже после обучения в 56-гимназии по экономическому профилю я поступила на юридический.

И только после этого я получила второе образование — архитектора — и дальше уже стала развиваться в креативной сфере. Через архитектуру и дизайн я начала ездить на ярмарки современного искусства, биеннале и поступила в Академию художеств в Санкт-Петербурге на второе высшее, где получила уже искусствоведческое образование.

Именно во время обучения в Академии художеств у меня появилась идея проекта Masters, который предлагает междисциплинарное обучение. Masters с перевода с английского — «магистратура», смысл в том, что вы можете выбрать именно те предметы, которые вам интересны. Это западный подход к системе обучения: вы можете пройти курс от классического искусства античности до современного и, в общем, помимо искусств изучить параллельно и историю музыки, историю театра, что, на мой взгляд, сегодня отвечает и запросам работодателей. Для гуманитарного образования важно полноценное погружение в эпоху со всех сторон: литература, кинематограф, художники, философы, мода —  это дает целостный взгляд. Это то, что мы сегодня в большей степени и представляем в Masters как дополнительное образование.

Когда я училась в Академии художеств, моими однокурсниками были взрослые люди, уже состоявшиеся архитекторы, дизайнеры, люди творческих профессий, и, конечно, я видела, что, мне кажется, их главной задачей было действительно погрузиться в искусство, а не сдавать экзамен по английскому и физкультуре, из-за которых их часто не допускали до сдачи именно истории искусств.

Для Masters я пригласила ведущих лекторов из Академии художеств, из СПбГУ, и у нас получилось сформировать, как мне кажется, очень достойный экспертный состав лекторов, который с нами и спустя восемь лет с запуска проекта. И, конечно, со временем мы начали расширяться с точки зрения направлений и ездить с нашими лекторами как по классическим выставкам, так и по оперным и театральным фестивалям. В общем, так в 2015 году и родился наш проект в центре Санкт-Петербурга на площади Искусств — буквально в 5–10 минутах пешей доступности от Эрмитажа. И сейчас нашей основой образования являются знания не только в области классического, но и актуального искусства, когда мы проводим очень много лекционных программ с театральными фестивалями, такими как «Золотая маска», Dance Open, Open Look, Context Дианы Вишневой, «Территория», NET, и ярмарками современного искусства Blazar, Cosmoscow. Мы даем нашим слушателям через отсылки к мифам и к классическому искусству начать разбираться и в актуальном.

Безусловно, при запуске проекта были какие-то сложности, например, большой образовательный государственный вуз писал на нас жалобы, запрещал преподавателям читать лекции где-то еще, хотя это нормальная практика для всего мира — делиться знаниями, этот барьер мы довольно быстро преодолели. На мой взгляд, мы развивались очень постепенно, и это главный маркер нашего успеха. Сначала мы запустили в Петербурге несколько курсов, они были посвящены классическому и современному искусству, затем начали расширять направления: добавили историю музыки, театра, литературу, стали ездить на экскурсии, потом запустили детское направление, открыли книжный магазин. В пандемию, когда все в основном уходили в онлайн, мы перезапустили свой онлайн-университет. Именно потому что посещение лекций возросло в два-три раза, мы получили и возможность работать с региональным зрителем и слушателем, и как раз появилось очень много студентов из Москвы, что и натолкнуло нас развить идею выхода и открытия своей точки в Москве. И дальше мы открыли и свой книжный магазин Masters Bookstore, а в прошлом году запустили свою NFT-платформу, которая больше является образовательно-просветительским проектом: всегда стараемся давать нашим слушателям какие-то актуальные знания о технологиях, которые непосредственно влияют и на развитие арт-рынка сегодня, в том числе являются инструментами для успешной работы в индустрии.

Запросов на школу Masters в Москве было очень много. Я долго думала, насколько институция из Петербурга сможет успешно существовать в Москве, но, в общем, изучив рынок, мы поняли, что фактически такого предложения именно о дополнительном профессиональном образовании, где университетский формат доступен для всех желающих с возможностью посещения, допустим, раз в неделю, такого нет. Это в основном или клубные системы, или какие-то разовые лекции, или отдельные лектории при институциях. Мы только открыли свое пространство на Патриарших прудах, для нас это очень большой проект. Мы запустили свою академическую программу дополнительного образования по истории искусства и арт-менеджменту, краткосрочные авторские курсы, детские программы и другие направления. Masters в Москве — это и общественное пространство с лекторием, и выставки, и книжный магазин Masters Bookstore, и кофейня от ABC Coffee Roasters. Мы еще формируем окончательно команду и, безусловно, будем расти дальше. Запустили для начала десять курсов.

Из планов — развитие новых направлений для поездок. Безусловно, путешествовать по миру стало сложнее, и мы здесь активно развиваем события по России: Псков, Новгород, Казань, Суздаль. Сейчас, безусловно, постоянно делаем обмены между Петербургом и Москвой, и они всегда крайне актуальны.

Разница между московской и петербургской публикой для меня уже очевидна: в Петербурге люди очень долго решаются на покупку, особенно годовых программ, но потом в целом с удовольствием учатся, в Москве аудитория гораздо легче решается на покупку, но затем очень досконально изучает все форматы, всех лекторов и гораздо требовательнее относится к контенту и экспертизе.

Фото: предоставлено агентством «PR and Marketing for cultural projects»

Подписаться: