Я родился в Саратовской области, город Балашов. Мой отец офицер, поэтому к моему поступлению в школу мы переехали в подмосковный гарнизон Монино.
Я учился в обычной средней школе и до самого выпускного не знал, куда буду поступать и чем заниматься. Подумал, что интересно изучать компьютеры и технологии. Поступил на кафедру информационной безопасности в Московский государственный университет сервиса (МГУС). Это был абсолютно не профильный вуз. Естественно, те кто хотел заниматься информационной безопасностью, шли в МФТИ, в Бауманку. Преподаватели были хорошие, хотя на самом деле вуз я выбрал только из-за того, что в то время было близко до него добираться (порядка 50 мин на электричке). После окончания университета я сразу же поступил в Российскую школу менеджмента на менеджмент в сфере интернет технологий, это был далекий 2012 год.
Как вообще я пришел к тому, чем сейчас занимаюсь? С детства я всегда хотел зарабатывать деньги. Еще в первом классе я собирал пивные бутылки по гарнизону (иногда они оставались у родителей и у других офицеров), сдавал и получал деньги. Но в какой-то момент родители мне сказали: «Хватит ошиваться и собирать бутылки как незнамо кто, иди учись!» На этом мои первые шаги в самостоятельной предпринимательской деятельности закончились.
Потом я хотел быть поваром — даже не знаю почему.
Где-то с третьего класса у нас стали проводить школьные ярмарки, там можно было что-то продавать. У меня были старые детские книги, которые я уже не читал и их некому было отдать. Я стал продавать их, плюс какие-то свои поделки — так и зарабатывал деньги. Я всегда с нетерпением ждал эту ярмарку, но в восьмом классе ее закрыли. Так и второй мой шаг к предпринимательству был закончен. Наверное, именно тогда я понял, что хочу быть бизнесменом, я еще не знал такого слова — «предприниматель».
В 2006 году я поступил в МГУС, родители давали мне по 100 рублей в день, и эти деньги мне надо было распределить на проезд и нормальное питание. Я понимал, что вряд ли мне на все хватит, поэтому ездил зайцем, и как-то пытался жить на эти 100 рублей. Это было достаточно сложно. И тогда я понял, что мне надо не сидеть у родителей на шее. В этот период я и не думал о собственном бизнесе, просто хотел зарабатывать. 17-летних тогда мало кто брал на работу, наверное, только MсDonald’s. Поэтому я был разнорабочим, расклеивал объявления, раздавал листовки и многое другое. В какой-то момент меня пригласили в салон связи, а потом уже — к интернет-провайдеру. Со временем я стал дополнительно брать заказы на ремонт роутеров, компьютеров, устранение каких-то проблем, которые не касаются работоспособности интернета. Тогда я понял, что можно иметь неплохие деньги, работая на себя. Я открыл ИП и стал заниматься техобслуживанием компьютеров и серверов малого бизнеса в Бабушкинском и Лосиноостровском районах Москвы. Ремонтировал компьютеры, ставил и настраивал роутеры, администрировал 1С, в общем помогал компаниям с тем, чтобы у них не было вирусов и все работало как надо.
В этот период я загорелся идеей другого вида бизнеса. Как раз тогда на «Хабре» писали о стартапах, что это большие деньги, в них вкладывают миллионы, миллиарды, это какие-то новые идеи. Я увлекся и начал действовать. Сначала я думал сделать какой-то софт по администрированию, нашел разработчиков, стали воплощать идеи в жизнь. Но потом мы выяснили, что у нас есть большой конкурент, а нам нечего было предложить. Поэтому мы стали думать над новой идеей. Через пару месяцев мы с друзьями организовали разработку системы автоматизации для стоматологий, но уперлись в то, что это довольно сложная и затратная история, а сами стоматологии тогда не были заинтересованы в автоматизации. Грамотно предлагать продукт мы, неопытные студенты, не умели, поэтому запал пропал.
Поворотный момент наступил на четвертом курсе. Я стал заниматься персональными данными. Как выбирал сферу? Я понял, что мне уже не интересно заниматься лечением компьютеров от вирусов, настройкой роутеров, переустановкой Windows. Тогда я подумал, что не зря же я учусь: чем можно заняться? Я понимал, что инженерное дело, настройка средств защиты, это не мое. Гостайной я тоже не хотел заниматься, потому что отец офицер, он был невыездной пять лет после окончания службы. Я видел эти ограничения и понимал, что мне хочется ездить за границу: я уже там побывал и, так скажем, знал вкус отдыха за рубежом.
Позже я просто зашел в «Яндекс Wordstat» и стал интересоваться, что ищут люди. Первый запрос, который я ввел, был: «коммерческая тайна». Но запросов было очень мало, я понял, что рынка здесь нет. Потом подумал, меня же учили персональным данным, а дай-ка вобью. Вбил «персональные данные» и увидел огромное количество запросов. Меня это заинтересовало, и я стал искать, сколько стоят такие услуги для компаний. На одном из сайтов системных интеграторов узнал, что от миллиона рублей. У меня, естественно, в глазах, как в мультиках, появились доллары, и я осознал, что этим можно заниматься, потому что закон касается каждой компании в России и ИП, у которых есть персональные данные, а это практически 95% компаний — то есть огромный рынок.
На одной из конференций я познакомился со своим будущим партнером и инвестором — Олегом Михальским. Моя идея ему понравилась, мы решили автоматизировать разработку документов по персональным данным, потому что никто тогда не знал, какие документы нужно было делать — это был самый часто задаваемый вопрос на форумах и в интернете. Мы сделали автоматизацию, в 2011 году я зарегистрировал компанию, ей как раз скоро будет 10 лет. В команду мы нашли разработчиков и стали создавать продукт, мы его до конца выкатили, подняли инвестиции и дальше развивались.
Отдельная интересная история с названием. Мы долго думали над названием компании, и в голову шло только «Персдата», «Персональные данные» — длинно, ПД — тоже непонятно, и тут наш дизайнер и сооснователь предложил «Б-152». Классно звучит — закон о персональных данных №152 мы смешали с коктейлем Б-52, и получилось Б-152. Запоминается. И мы зарегистрировали компанию с таким названием. Что только не думают многие: что это астероид из «Маленького принца» или какой-то класс боевых снарядов. Кто-то говорил, что похоже на название бомбардировщика. Нет, на самом деле здесь все проще — просто хорошее запоминающееся название, с которым теперь нас ассоциируют. Когда мы только начинали, было сложно, но у меня было большое стремление развиваться в этом направлении. Прошло уже почти 10 лет, и я абсолютно не понимаю, как можно заниматься чем-то другим, работать на кого-то.
Было много плюсов и минусов: несмотря на количество запросов в «Яндекс Wordstat», рынок был не так развит, спрос был не такой большой. Но мы это все переждали, преодолели и последние 3-4 года наша компания находится в активной стадии роста. Потому что не только в России есть такие законы и требования по правильной обработке и защите персональных данных и прав физических лиц, но и по всему миру.
Как мы стали успешными я не знаю, я долго рефлексировал по этому поводу, мне кажется, просто так звезды сошлись. Честно, я и не предполагал в 2011 году и даже в 2015-м, что в наше время тема защиты персональных данных будет настолько распространенной. Но она оказалась популярной, многие крупные и известные компании и стартапы из России, Европы и США обращаются к нам. Сейчас мы одна из самых известных компаний, кто дольше всех занимается развитием этого направления и может предложить полный комплекс услуг в этой области: проводим аудит, оцениваем бизнес-риски, разрабатываем документы, техническую защиту и предоставляем финансовые гарантии. Вот три основных фактора, которые повлияли на наш успех: везение, упорство и наличие рынка.
Какие планы? Наша компания очень активно растет, мы развиваем свои технические продукты, которые сейчас продвигаем как раз в области менеджмента и управления персональными данными компаний, активно выходим на зарубежные рынки — например в Бразилию.
Фото: Стоян Васев