Я родился в Петербурге, учился в Ленинградской области, в Поселке имени Тельмана.
Последние три года школы параллельно учился в Царскосельском лицее, получал образование искусствоведа. Потом была РАНХиГС в Питере. После нее поступил в аспирантуру РАН, которую бросил уже в процессе работы.
Вообще я постоянно работал, лет с четырех, наверное. Чем я только не занимался! В четыре года продавал малярные кисти, а к шести накопил на свои первые крутые игрушки. Потом ходил в костюме зайца промоутером, обкапывал канализационные люки на Невском, занимался электромонтажом в СПбГУ, разгружал вагоны, продавал капусту и камчатского краба. Это только то, что сразу вспоминается.
Карьера в IT началась для меня с Groupon. Там набирали питерскую команду, и я пришел менеджером отдела продаж. Через три недели меня сделали руководителем офиса в Петербурге, потому что я продавал больше всех. Потом была сделка Groupon и «ДарБери». Юридически компания, в которую я пришел, как раз и была «ДарБери». Она продала свой бизнес Groupon, приехали немцы из Rocket Internet, которые достаточно вольно обращались с продавцами, считая их пушечным мясом. Я с ними пообщался один раз и через три минуты нашего разговора предложил меня уволить. Естественно, никто меня не уволил, но решение уходить я для себя принял. И через какое-то время как раз поступило предложение вместе с командой перейти к конкурентам, в «Выгоду», что я и сделал. Там я полгода возглавлял питерский офис. За это время мы нарастили выручку с 200 тыс. рублей в месяц до 30 млн. В итоге один из владельцев «Выгоды», Дэйв Вайсер, позвал меня в Москву коммерческим директором всей компании.
Через полтора года я перешел в Gett, другой актив Дэйва. Там моя основная задача была запуститься в Питере за два месяца. Была информация, что «Яндекс.Такси» запускается в это же время, и Дэйв хотел как можно быстрее все сделать. В итоге я поехал и запустил. Где-то через месяц мне позвонил CEO и предложил стать маркетинговым директором. Я понятия не имел, что это значит. Мне сказали, что я разберусь, скорее всего, и правда за два года неплохо разобрался. Потом CEO ушел, и меня поставили на его место. Дальше два с половиной года я возглавлял Gett в России.
Последний год работы в Gett я все чаще возвращался к тому, ради чего я вообще пошел в наем — чтобы посмотреть, как делается и масштабируется бизнес. К тому моменту я вроде бы уже начал это понимать, а значит, надо было пробовать что-то свое, иначе был риск застрять навсегда. Находясь внутри, было просто невозможно придумать какой-то проект и делать его параллельно. Я вообще не верю в такое совмещение — оно, скорее всего, будет неэффективным. Вот я и решил, что лучший способ — это просто уйти, загнать себя в состояние жесткого стресса, когда буквально заканчиваются деньги. В итоге мы договорились с командой, и я ушел из Gett.
Естественно, стало страшновато — денег нет, маленький ребенок, полная неопределенность. Тогда я поехал в Таиланд — взять паузу и заодно подумать, что делать дальше. Но так как мне было достаточно страшно, то параллельно я собеседовался на какие-то позиции. В итоге все предложения отклонил, кроме одного: меня пригласили в Facebook в Дублин. Я прошел все удаленные собеседования. И вот мне говорят, что дальше нельзя продолжать сидеть на острове, а надо прилететь в Дублин, чтобы лично познакомиться, провести финальное интервью.
В общем, я полетел в Дублин. Посередине пути меня свалила ротавирусная инфекция: я в ужасном состоянии, самолет улетает без меня. В итоге я приехал в Дублин на следующий день. Уже в Дублине получаю сообщение от незнакомого чувака: «Я в Лондоне и вижу, что ты в Дублине. Можно я к тебе прилечу, познакомимся?» Я думаю: «Ну пусть прилетает». Еще через день мы с ним встретились в Starbucks. Оказалось, у него международная компания, связанная с такси. Они в тот момент делали роуминг для такси: например, ты приезжаешь на Ближний Восток, вызываешь такси через Gett, а тебя возит местный Careem. Крутая компания, несколько стран, инвестиции миллиардные. А я сижу, смотрю на него, и мне реально плохо. А плохо мне потому, что передо мной сидит чувак 26 лет и все это мне рассказывает. И в этот момент приходит острое понимание, что на самом деле я просто струсил. Я в Дублине, и я устраиваюсь на работу, чего совершенно не хотел. А как же свой собственный бизнес? Вот передо мной сидит пацан на пять лет меня моложе, который как раз живет той жизнью, которой мне надо жить. В общем, так отвратительно мне не было никогда.
В течение всего полета домой в Москву я пытался понять, как вообще дальше жить. Несложно догадаться, что я снова пришел к тому же выводу — надо делать свой бизнес. И по сути единственная проблема — это страх, что ничего не получится. Тогда я начал раскладывать этот страх на составляющие и вот к чему пришел. Допустим, у меня не получится, и закончатся деньги. Окей, закончатся. Возьму денег в долг, потом закончатся и они. Мне придется, наверное, посадить семью на поезд до Петербурга, отправить к родителям жену и ребенка, а самому как-то из этой ситуации выбираться. Снять комнату или пожить у друзей и за два месяца найти работу. За месяц-два я бы наверняка нашел вариант, при котором у меня был бы заработок такой же, как в Gett. Вот я описал самый плохой сценарий, который может быть: через два месяца будет долг, скажем, пару миллионов рублей, и хорошая работа, такая же, как в Gett. И еще я буду один, без жены, тусоваться два месяца в Москве. Самый плохой сценарий оказался достаточно прикольным. И я просто понял, что от реализации своей мечты предпринимателей зачастую останавливает только страх, за которым на самом деле ничего нет. У меня сын раньше думал, что под кроватью у него живет чудовище. И он очень его боялся. Он даже имя ему дал — его звали Тенечек. Я говорю: «Макс, а ты его видел когда-нибудь?» Он в ответ: «Нет, я его никогда не видел, но я точно знаю, что он там есть». Вот мне кажется, что этот Тенечек, он мешает всем предпринимателям делать какие-то шаги к раскрытию потенциала, к реализации своей мечты. И вот в тот момент я как раз это отчетливо понял, наконец поборол свой страх и запустил первый собственный проект — рекрутинговую компанию PapaJobs.
Сразу спойлер — компанию мы в итоге закрыли. Но это был очень хороший опыт, который дал четкое понимание, как бизнес делать не надо. Мы настолько верили в свой продукт, что вместо быстрой и дешевой проверки гипотез сразу вложили в него слишком много времени и денег. И сама идея у нас была хорошая, но оказалось, что конструктивные особенности рынка найма в России мешали реализации подобного проекта. Просто мы могли понять это дешевле и раньше, а поняли дорого и поздно.
С текущим бизнесом — «Академией Перемен» — мы как раз идем по пути максимально дешевой и быстрой проверки гипотез, и во многом именно поэтому он очень хорошо получается. Сам продукт вырос из блога «Разборки в моде» Насти Ерасовой, благодаря которому мы поняли, что у российских женщин есть много незакрытых потребностей в сферах, касающихся их образа жизни. В итоге мы создали персонализированный образовательный сервис для женщин по наиболее актуальным лайфстайл-темам, таким как питание, косметология, стиль, макияж, психология и другие. На текущий момент мы запустили 30 бесплатных вебинаров и 23 платных онлайн-курса, которые в общей сложности уже прошли более полумиллиона женщин.
Одна из особенностей нашего сервиса — использование современных технологий на каждом этапе образовательного пути женщины для получения максимально персонализированного контента. Так, с помощью количественных и качественных методов мы анализируем поведение потребительниц на сайте, историю их покупок и посещений вебинаров, а затем максимально подробно сегментируем базу всех пользовательниц и выстраиваем контент на основе полученных данных для каждой категории.
Одной из главных сложностей на начальном этапе оказалось подобрать сильную команду. Ты никто и звать тебя никак, денег у тебя нет, а тебе необходимо привлекать крутых специалистов. Они приходят к тебе и говорят: «Слушай, ну чего, тогда давай плати мне кучу денег». Я отвечаю: «У меня нет столько денег. Давай, я буду платить втрое меньше, чем ты получаешь сейчас, но зато дам тебе долю в компании, опцион». Не все готовы к такому подходу. У людей разные мотивации, разные желания и амбиции, они по-разному воспринимают информацию.
За собой я оставил продажи и фандрайзинг. Тут проблема в том, что изначально инвесторы воспринимают тебя как просто еще одну онлайн-школу. Переломить это восприятие требует больших усилий и понимания всего потенциала проекта — у меня прямо готовая конструкция всегда перед глазами. Я понимаю, что, начав делать контентный проект, мы должны очень быстро превратиться в навороченную платформу с огромным количеством самых разных технологий под капотом.
Наша глобальная цель — стать самой большой платформой лайфстайл-образования в мире, где любая женщина сможет получить необходимые знания в удобном формате. Мы хотим построить компанию с оценкой в 100 млн долларов только в России и больше миллиарда — на западных рынках. Уверен, у нас это получится.
Фото: из личного архива Виталия Крылова