Почему вы должны меня знать: основатель ресторанного холдинга «Тигрус» Хенрик Винтер
Я родился в США и рос в Дании и Франции. В детстве я, как и многие мальчишки, мечтал стать космонавтом, летчиком или пилотом авиалиний.
Когда мне было 13 лет, мы с семьей переехали из Дании на юг Франции — там родители выкупили здание бывшей жандармерии и превратили его в гостиницу-ресторан. Уже тогда я стал частью семейного дела и все больше понимал, что в будущем хочу открыть свой ресторан. Начинал я с мытья посуды и помощи с небольшими поручениями, а впоследствии освоил все позиции, от официанта до управленца.
Но это был долгий путь и немаловажную роль в нем играло получение образования и навыков, которые я смог бы применить при открытии собственного ресторана. Так, я окончил College de Roquebilliere и Stanislavsky University во Франции, учился в Skyline College в Калифорнии, а также прошел курс подготовки топ-менеджеров Advanced Management Program в Гарвардской школе бизнеса в Бостоне.
Начиная с 1983 года я занимался открытием и развитием проектов в сфере гостеприимства в США и Франции — открыл первый ресторан в Таосе, штат Нью-Мексико, затем переехал в Сан-Франциско и работал управляющим сети гостиниц Marriott. А позже перешел на позицию генерального управляющего Hostellerie de L’Ancienne Gendarmerie in Lantosque во Франции.
Свой путь в России я начал в 1991 году. Этого не было в моих планах, но обстоятельства сложились очень интересным образом.
Однажды, просматривая дома газету International Herald Tribune, я заметил короткое объявление из Москвы о поиске ресторатора. Оно привлекло мое внимание, потому что ранее я никогда не встречал объявлений из России. Любопытство взяло верх, и я позвонил автору. Оказалось, что ребята открывали ресторан в Москве и нуждались в профессионале, который смог бы взять на себя управленческие функции. После нескольких месяцев раздумий я принял их приглашение приехать и посмотреть ресторан. Поездка в Москву была очень захватывающей. Познакомившись с Россией поближе, я увидел практически полное отсутствие ресторанов, конкуренции и четкие перспективы на местном рынке. Так я начал свое сотрудничество с компанией «Росинтер Ресторантс», где под моим руководством было открыто более 380 ресторанов за 17 лет.
В 2001 году в Москве я познакомился со своей супругой Юлией. Она не была связана с общепитом, работала в банковской сфере. Но впоследствии так же загорелась ресторанным делом и помогала мне в развитии проектов. И в какой-то момент мы осознали, что хотим идти по собственному пути, я покинул «Росинтер Ресторантс» и направил все силы на создание собственного проекта. Так в 2005 году появился ресторанный холдинг «Тигрус».
Название было выбрано не случайно. Я всегда был неравнодушен к тому, что происходит с природой, участвовал в программах WWF и различных инициативах по защите животных. В начале 2000-х годов популяция амурских тигров в России сильно сократилась. Когда я узнал об этом, то решил сделать хоть что-то, чтобы их спасти. Поэтому при создании собственного бизнеса мне было важно развить в нем социально-ответственное направление. В названии холдинга я отразил свои инициативы по защите живой природы, дав себе обещание, что если холдинг будет процветать, то и популяция тигров будет увеличиваться. Сейчас у нас 40 заведений в Москве, Казани, Тольятти и Якутске: итальянская концепция Osteria Mario, грузинские бистро «Швили», рестораны Bar BQ Cafe и кофейни ZEST. Вместе с нами растет и популяция амурского тигра. После экспедиции в национальный парк «Анюйский» в Хабаровском крае я остался под таким впечатлением от тигров, проблем браконьерства, незаконных вырубок и прочего, что мне захотелось донести важность ситуации не только до семьи и близкого окружения, но и до сотрудников, коллег, партнеров и гостей своих ресторанов. Мы запустили в ресторанах сбор средств, организовали тематические мероприятия и создали собственный благотворительный фонд «Тигрус». За время действия проекта на территории нацпарка популяция тигра увеличилась более чем в два раза: с 15–16 особей в 2015 году до 38–39 особей в 2020-м. Это отличный результат, который говорит о том, что мы движемся в верном направлении.
В этом году мы пошли дальше и расширили географию природоохранных проектов — в Республике Саха (Якутия) начали с проекта по сохранению популяции белого медведя. А на Камчатке поддержали создание полнометражного документального фильма об уникальной территории вокруг заповедного озера Кроноцкое. Также мы полностью компенсировали свой углеродный след, проводя высадку деревьев на территории Алтайского края. Сейчас «Тигрус» является первым ресторанным холдингом в России с нулевым углеродным балансом.
Мое беспокойство вопросами защиты окружающей среды отразилось и на работе ресторанов холдинга — мы придерживаемся принципов осознанного потребления и zero waste. Поддерживаем экономное потребление, ведем контроль потребления воды и электроэнергии, поддерживаем ежегодно акцию «Час Земли», печатаем меню на переработанной бумаге, значительно сократили использование пластика, сократили утилизацию пищевых продуктов и пр.
Все это сложный процесс, но экоповестка с каждым годом становится все приоритетнее, затрагивая все больше сфер деятельности. И большинству компаний рано или поздно придется с этим столкнуться. Мне небезразличны проблемы экологии в России, и я готов выстраивать вокруг этого принципа свой бизнес. И готов вдохновлять на подобные шаги других.
Хотел ли я когда-то вернуться в Европу или Америку? Впервые приехав в Россию, я не ожидал, что останусь здесь надолго. Я рассчитывал вернуться домой через два-три года. После я решил задержаться еще на два-три года, потом еще на пять-шесть лет. В итоге я развиваю ресторанный бизнес в России уже более 30 лет.
Кризисы в России и мире — явление постоянное. И в нашей стратегии мы это непременно учитываем. В 2020–2021 годах мы сконцентрировали все силы на сохранении существующих ресторанов, поэтому темпы открытия новых проектов были снижены. Но все постепенно возвращается в прежнее русло, в 2022 году мы планируем следовать нашей доковидной стратегии развития, открывая 10–15 новых ресторанов в год. В приоритете сейчас активное развитие брендов Osteria Mario и «Швили», в том числе по франчайзингу, так как к нам приходят запросы со всей России — после пандемии проявилось множество ресторанов, которые требуют концептуальной реорганизации. Итальянская и грузинская кухни во многом очень схожи. Они эмоциональны, душевны, экстравертны. В обеих странах ярко проявляется культура еды, особая любовь к еде, своя узнаваемая атмосфера, традиция собираться всей семьей за одним столом. Эти кухни очень близки и понятны для россиян.
Фото: предоставлено пресс-службой холдинга «Тигрус»