, 7 мин. на чтение

Почему вы должны меня знать: основатель сервиса EasyPay.World Олег Герасимов

Родился я в деревне в Чувашии, а благодаря успехам в учебе и первому месту на всероссийской олимпиаде по физике поступил в МГУ на физфак без экзаменов.

МГУ я выбрал не случайно: начитался книг Дэна Брауна и мечтал стать физиком-ядерщиком, уехать в Швейцарию, чтобы там работать на Адронном коллайдере.

Все изменилось на первом курсе, когда я решил провести лето в Москве, чтобы немного заработать. В «Макдоналдс» не пошел, зато открыл свое первое маленькое дело — создал бизнес по уборке квартир. Делал я это тогда практически вручную, своими силами и упорством. Рассылал в соцсети предложения об уборке квартир, сделал группу, сделал кучу аккаунтов и занимался агрессивным маркетингом — сегодня это назвали бы спамом. У меня быстро получилось создать клиентскую базу. Сначала ездил убирать самостоятельно, когда количество заказов выросло, нанял сотрудников. В результате этой летней активности к началу учебного года у меня уже был проект, который приносил стабильный заработок. Я искал такую идею, чтобы для нее не нужны были специальные навыки, но труд был высокооплачиваемым за счет того, что это не автоматизированная услуга, а работа человека. В Москве сервис клининга стоит и стоил дорого — по тем временам стоимость одной уборки была равна моей стипендии отличника. Так я почувствовал вкус к бизнес-проектам, к реализации собственных идей.

Следующим моим проектом стала покупка франшизы у компании, которая занималась моментальным загаром на дому. Я создал себе партнерский пул из 15 фотостудий, которые предлагали мои услуги своим клиентам перед фотосессией. Снова собрал команду — из студенток с моего курса, которые оказывали девушкам услуги создания моментального загара. Так получилось обеспечить себе неплохой финансовый тыл.

Отучившись в университете два года, я решил получить новый опыт и впервые побывал в США, куда поехал на лето по программе Work&Travel. Это был мой единственный опыт в качестве наемного сотрудника. Проработал там все лето на кухне ресторана, но увидел очень интересную вещь — как моют автомобили в пробках без воды. У нас такой практики тогда не было, и эта идея меня зацепила. Я сразу же подумал, что это очень удобный клиентский сервис и очень перспективный проект. У меня к тому моменту уже был свой автомобиль, поэтому проблема мойки мне была знакома, на это никогда не было времени.

Вернувшись в Москву, я познакомился с Аркадием Хохловым, моим будущим бизнес-партнером, а тогда студентом физфака: я был на третьем курсе университета, а Аркадий — на первом. Мы решили рискнуть и запустили проект выездной мойки Fast&Shine. Завозили американские составы и сами на первых порах мыли автомобили руками, потом число заказов стало расти, и мы наняли команду, стали договариваться с парковками торговых центров. Через год после запуска у нас уже был свой пул торговых центров, мы запустили франшизу, а также наладили собственное производство линейки химических средств для мытья машин без воды. Этот проект стал флагманским для нашей команды, он вышел далеко за пределы страны и поехал по всему миру, чем мы очень горды.

Конечно, на этом проекте мы не остановились. Несколько лет назад один из наших товарищей стал в Москве открывать лофты, мы заметили, что у него это хорошо получается, что клиентов хватает, что людям нравится собираться своим кругом в отдельном пространстве. И поэтому мы создали агрегатор площадок (лофтов) для проведения мероприятий в Москве. Сейчас в городе уже около 500 таких площадок, которые сдаются в краткосрочную аренду. У нас на сайте такие компании представлены за небольшую комиссию, что позволяет им привлекать больше клиентов благодаря высоким позициям нашего сайта в топе. Это ограниченный по своим ресурсам проект, потому что емкость рынка довольно узкая, но он продолжает работать.

В 2014 году наша партнерская команда пополнилась Виталием Кирилловым — он тоже учился на физфаке. Вместе мы запустили проект-агрегатор для таксистов: создали для них электронный кошелек, куда падали деньги со всех агрегаторов, стекалась вся информация, даже заправляться можно было, используя это приложение.

К 2020 году мы так хорошо сработались и запустили столько проектов с разной степенью успешности, что в отличие от многих коллег не растерялись, когда началась пандемия. Отчасти помогло то, что я на момент начала этой волны был в Америке, где все началось на несколько недель раньше. В том же Майами за один день с полок магазинов смели все. Поэтому мы решили применить свои способности быстро организовываться и запустили производство антисептиков в Москве. К моменту введения режима изоляции здесь мы были полностью готовы — у нас уже были закуплены большие партии компонентов для производства, мы оперативно прошли сертификацию государственного образца, что дало возможность поставлять наши партии в больницы и поликлиники. В какой-то момент наши продукты можно было найти в любой розничной сети. Сейчас объемы объяснимо снизились, но продажи по-прежнему идут.

Еще одна идея, которая пришла нам в пандемию — загородная недвижимость. Оказалось, что сидеть на самоизоляции в городской квартире с невозможностью выйти на улицу очень неприятно. Мы стали искать себе дачу, чтобы пожить месяц на природе, но даже старые советские дачи стали стоить по 200 тыс. рублей в месяц. Сначала о бизнесе речь не шла, хотелось найти хороший участок для себя. Поселиться с партнерами рядом друг с другом, поставить три домика на общей площади 2–3 гектара. Но самый маленький участок, который мы нашли, был 12 гектаров. Так родилась идея загородного поселка. Мы сразу решили, что хотим строить жилье для себя и развивать такое комьюнити, с которым нам хотелось бы соседствовать. В результате разбили территорию на 60 участков разного размера, которые были раскуплены за первые три месяца продаж. Учитывая, что это был наш первый опыт работы с недвижимостью, мы узнали, что умеем делать и это тоже. Поэтому выкупили соседнее поле площадью еще 50 гектаров. В результате у нас растет поселок на 250 домовладений, который уже на 70% распродан. Уже сделали многое для инфраструктуры: дорогу практически построили, электричество подземное провели, спортивные площадки, теннисный корт, пляж — все есть. Осталось красоту навести. И продолжаем искать живописные земли под новые проекты. Второй поселок уже растет на Ленинградском шоссе — участок в окружении земель лесфонда, поляна с лесным озером, он более премиальный и разрастаться не будет.

Вообще кейс с поселками — один из самых сложных моих проектов. В нем было много элементов, с которыми ни я, ни мои партнеры никогда не сталкивались. Например, дороги. Сами мы до этого дороги никогда не строили, начали анализировать ситуацию и поняли, что это риск: гарантий нет, разброс цен большой. Можно закопать деньги в землю и никогда их больше не откопать — непонятно. Так как мы работаем втроем — это большая поддержка — друг другу довериться мы можем. Вот и вошли все вместе в процесс максимально досконально. Брали в аренду технику с людьми, контролировали все процессы сами, учились. Результат — полтора километра дороги за полтора месяца, а также понимание экономики процесса. Тогда мы решили ничего больше не арендовать — невыгодно — и купили технику самостоятельно, что хорошо повлияло на продажи: клиенты лучше понимали серьезность наших намерений и уровень вовлеченности. Строительный сектор, как выяснилось, не самый прозрачный, у нас были подрядчики, которые не выполняли свои обещания. Мы с ними судились, а в результате решили, что настолько хорошо разобрались во всем, что можем все делать сами. Завели собственную строительную компанию. И не жалеем. Раньше мы аккредитовывали строительные компании, анализировали их историю работы, портфолио и рекомендовали их клиентам. Но однажды случился провал — компания обанкротилась, получив предоплату, и деньги клиентам не вернула. Поэтому мы теперь предлагаем в качестве подрядчиков себя, а те два недостроенных дома достраиваем за свой счет. Нас к этому никто не принуждал, но мы решили, что это будет правильно.

Работа в этом проекте подкрепила мою убежденность в том, что эффективно вести бизнес можно только если ты в каждом процессе уверен на 100%. Делать дело исключительно руками подрядчиков, ничего в нем не понимая, можно в сказке, а в жизни так делать не стоит. Там, где ты рискуешь большими деньгами, критически важно вникать досконально самому во все процессы.

Впрочем, одними поселками мы все эти годы не ограничивались. У нас еще с 2014 года работает своя IT-команда, вместе с которой мы запускали разные приложения и решали другие задачи. И весной этого года, когда Visa и MasterCard решили уйти из России, мы оказались в сложной ситуации, нам нужно было закрывать свои задачи — оплачивать подписки и сервисы, которые необходимы для работы. В тех же поселках должна была работать система видеонаблюдения, а ее надо было оплатить. Я был на тот момент в командировке вместе с Аркадием в Казахстане. И мы завели на себя карты местных банков, чтобы оплачивать сервисы. А потом подумали, что вряд ли мы единственные, кто столкнулся с такой проблемой. И очень быстро запустили проект EasyPay.World по оформлению карт зарубежных банков — сделали лендинг, завели бота, и тема выстрелила. Мы попали в больную точку, потому что для многих речь шла не о развлечениях, а о ключевых сервисах для работы и жизни, путешествий или закупки лекарств за границей.

В общем, запустили семь стран, в каждой из которых есть несколько банков и разные форматы работы. С кем-то у нас есть договоренности о видеоидентификации, с кем-то мы организовываем очные встречи. Сегодня сервис предлагает разные виды карт и различные способы их пополнения. Так как мы были в этом сегменте первыми, то и лидерство удерживаем достаточно уверенно. В день компания выпускает по 150 карт, объемы и выручка хорошие, есть и сервис личного менеджера, который ответит на вопросы.

Хоть в финансах раньше никто из нас и не работал, в картах мы уже настолько научились выстраивать процессы, что операционных сложностей в работе над этим проектом не было. У проекта свой офис, свой штат, своя структура. С банками в каждой из стран договаривались лично, получалось не везде, где-то был сложный онбординг клиентов, где-то были договоренности на словах, а на деле все ломалось. В общем, нормальные рабочие процессы. В конце лета мы поняли, что проект живет хорошей самостоятельной жизнью, и продали его инвестиционной компании Asia Invest Capital, что еще раз подтверждает успешность проекта. Мы смогли в такие кратчайшие сроки вывести продукт на рынок и успешно продать его через несколько месяцев. Сегодня мы им больше не занимаемся, в оперативной работе участия не принимаем. Но тем не менее хочется верить, что проект может вырасти в хороший финтехсервис, который объединял бы российские и иностранные банки в универсальный агрегатор банковских решений.

А что касается мечты, то еще в университете я подошел к своему научному руководителю — она работала на Адронном коллайдере в Италии когда-то, как я и хотел в школе. Подошел и спросил у нее про уровень заработка, у меня тогда уже была своя машина, квартира благодаря мойкам, которые мы запустили. И она назвала цифру, которая была сильно меньше моего студенческого бизнес-заработка. Так я понял, что мечта моя изменилась. Впрочем, учебе на физфаке я очень благодарен — именно МГУ познакомил меня с партнерами, Аркадием и Виталием. Получилось, что физиком-ядерщиком я не стал, но высокие темпы учебы сильно помогли в бизнесе: мы продолжаем двигаться на прежней скорости — привыкли быстро и детально во все вникать, быстро усваивать. Да и, честно говоря, оглядываясь назад, могу сказать, что строить дороги намного проще, чем изучать квантовую механику. Так что перед трудностями не пасуем — и за это тоже спасибо физфаку.

Фото: из личного архива Олега Герасимова