Почему вы должны меня знать: основатель сети кофеен «Правда Кофе» Филипп Лейтес
Я родился и вырос в Санкт-Петербурге. Окончил школу и некоторое время находился в поиске себя.
В старшей школе меня манила идея начать свое дело, у меня даже было несколько идей, от собственного бара с классными авторскими коктейлями до сети пончиковых в фудтраках. Мне было интересно экспериментировать со вкусами, новыми ощущениями и было понимание, чего не хватает мне и моим ровесникам.
После школы я думал о том, в какой вуз поступать, и при этом не оставлял надежду стать владельцем собственного заведения или даже сети. С этими мыслями в один из немногочисленных солнечных петербургских дней я зашел в какую-то кофейню на Невском. Это была середина 2000-х, тогда еще с кофе толком никто не умел работать — культура только зарождалась. Но меня вдруг осенило. Я понял, что кофе — живой продукт, его вкус зависит от температуры воздуха, влажности, умения бариста и пр. Так я стал бариста — начался мой путь в кофейной индустрии.
К слову, от идеи открыть свой бар или клуб я до сих пор не отказался. Просто сейчас, конечно, не лучшее для этого время.
В 2011-м я стал чемпионом мира (World Coffee in Good Spirits Championship). У меня были предложения в Европе, но я вернулся в Россию с мыслью развивать культуру потребления кофе. В 2011-м рынок кофеен был голубым океаном: я видел, что практически никто не умеет работать с зерном — отбирать его, обжаривать, варить. Я решил, что мои навыки помогут запустить производство по обжарке зерна, а кафе и рестораны с руками оторвут мой продукт. Я запустился, но на деле оказалось все не так просто. Денег не хватало, из-за этого возникали разные ситуации: и приходилось на себе возить мешки с кофе клиентам, и перевозить производство в новые локации.
Идея открыть «Правда Кофе» родилась как раз в один из переездов, а именно на улицу Правды, он стал судьбоносным. При фасовке после обжарки остается лишнее зерно: сначала я раздавал его друзьям и знакомым, но оно все равно скапливалось. Выбрасывать его было жалко. Тогда я решил, что из этого может получиться новое направление бизнеса. Во внутреннем дворе бизнес-центра на улице Правды мы открыли маленький киоск — отремонтировали его, повесили самодельную вывеску «Кофейня»… Через несколько недель у нас стабильно была очередь, иногда по 10–15 человек.
Конечно, проблемы были разные. Например, изначально аренда того киоска на Правде обходилась нам в 7 тыс. рублей. Когда появились очереди — ее подняли почти в 10 раз.
В целом мешала неопытность в ведении бизнеса, не хватало знаний, и я, разумеется, совершал много ошибок. Не было четкого планирования, все шаги были интуитивными. Сейчас, оборачиваясь назад, я понимаю, что гораздо быстрее бы масштабировал сеть и, наверное, занял бы большую часть рынка.
В 2015 году мы открыли кофейню на Тверской, и там к «Правда Кофе» как к бизнесу пришло первое реальное признание. Многие посетители спрашивали про франшизу, а когда узнавали, что у нас ее нет, просили разработать франчайзинговое предложение. К тому моменту мы задумывались о том, что нам нужно быстрее масштабироваться. И так мы нашли подтверждение гипотезе, что нам нужно развиваться по франчайзинговой модели.
Разумеется, коронакризис сильно ударил по общепиту и по нам в том числе. Фактически мы получили три месяца простоя — без выручки и оборотных средств. Сейчас у нас истощены финансовые резервы, нет свободных средств на развитие. Мы пытаемся оптимизировать расходы — добиваемся снижения арендных ставок, переводим часть сотрудников на сдельную оплату в зависимости от выполнения KPI. Также ищем новые каналы продаж — в период карантина мы стали продавать свое зерно во «ВкусВилле», на Wildberries, запустили собственную доставку капсульного и зернового кофе. В целом по-прежнему наша главная цель — сохранить компанию.
Я думаю, кризис не закончился. Сняли карантин, но множество людей потеряли работу, многие вынуждены искать новые места, жертвовать своими профильными знаниями, лишь бы заработать деньги. Многие лишились пассивного дохода — упал спрос на аренду квартир, коммерческой недвижимости. Снежный ком нарастает, и, как следствие, люди меньше потребляют кофе.
Ближайшие бизнес-планы — просто сохранить «Правда Кофе». А затем вернуться к развитию и росту.
Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru
Фото: из личного архива Филиппа Лейтеса