, 5 мин. на чтение

Почему вы должны меня знать: основательница архитектурного бюро BOMAR Марианна Петренко

С самого детства я увлекалась рисованием, хотела поступать в Строгановку и заниматься проектированием и дизайном интерьеров. Оканчивая школу, я на какое-то время засомневалась, уж слишком нравились архитектура и искусство в историческом срезе: усадьбы, антиквариат. И все-таки я выбрала Строгановку как основу для моего высшего образования. Один из преподавателей мне сказал, что, получив фундаментальное разнопрофильное образование (и архитектура, и искусство, и интерьеры), я смогу реализоваться как захочу. Так и получилось — я работаю с историческим материалом, который включает и архитектуру, и искусство, причем в формате исторического наследия. 

Мой путь к работе с объектами культурного наследия (профессиональный термин — ОКН) был достаточно долгим, потому что после окончания университета по специальности я могла заниматься архитектурой и проектированием интерьеров, но без специфики реставрационных работ в объектах, находящихся под полной или частичной охраной. 

Свое первое бюро — архитектурное бюро Марианны Петренко «МП-дизайн» я открыла 12 лет назад. Мы занимались исключительно интерьерами, пока в 2014 году к нам не пришел запрос на реновацию нашего первого ОКН — домика графа Орлова в Нескучном саду. Проект в итоге не был реализован, но пока мы занимались его проектированием, нам пришлось изучить вопрос с разных сторон и вообще работа чем-то напоминала написание исторического детектива. Я осознала, насколько это интересно — актуализировать историческое наследие под сегодняшний день, и окончательно приняла для себя решение не тратить больше свое время и энтузиазм на типичные загородные дома, офисы или квартиры и заняться редевелопментом — сферой, которая включает и реставрацию, и современные решения. 

Я получила дополнительное образование по специализации «архитектура», сдала экзамены в Минкульте по аттестации в области сохранения объектов культурного наследия, полностью распустила команду и стала собирать ее заново, так как мне нужны были профильные специалисты, которые ценили бы архитектурное и культурное наследие страны и хотели бы постоянно исследовать, а не просто выполнять работу по техзаданию. 

На тот момент мало кто из архитекторов и дизайнеров понимал, что такое редевелопмент и приспособление культурного наследия, как работать с предметом охраны и пользоваться инструментами для реализации заданных целей. Внутри себя я ощущала, что создаю не просто бюро с узкой специализацией, а участвую в формировании нового архитектурного и социального тренда современной России: приспособление культурного наследия к актуальному времени. 

В 2023 году мы провели полный ребрендинг, поменяв все, от названия до сайта. Так появилось архитектурное бюро BOMAR — Bureau of Modern Art and Architecture Revival. Название объясняет наш мультидисциплинарный подход к работе с ОКН: мы сочетаем историю и современность, традиционную реставрацию и актуальное искусство, а главное, в работе над проектом мы ищем лучшие решения для объекта, а не для нас и даже заказчика. Объект, его значимость и история для нас всегда в приоритете. 

Сейчас бюро специализируется на достаточно большом объеме работ, которые включают в себя глобально редевелопмент исторических ансамблей, объектов культурного наследия и усадеб к современным функциям. Вообще понятие «функция» ключевое в нашей работе. И опыт работы с определением функции делает нас действительно уникальными специалистами. Очень распространенный случай, когда частный инвестор покупает ОКН и буквально не знает, что с ним делать в формате инвестиций. Как приспособить исторические руины (иногда буквально) для современного использования и что можно сделать, не нарушая 73-й федеральный закон? Заходя в проект на этапе концепции, мы начинаем с того, что считаем финансовые модели, занимаемся мастер-планированием, а порой участвуем в создании продукта. 

В нашем портфолио в основном крупные проекты, но беремся и за небольшие объекты, потому что для нас ценна сама идея возрождения объекта культурного наследия. Моя работа — призвание. Для меня нет ничего более захватывающего, чем работа с историческим наследием. Я нахожу много вдохновения в историко-архивных и библиографических исследованиях, в самой архитектуре здания, в интересных историях владельцев и, безусловно, в той точке здесь и сейчас, когда мы принимаем решение для будущих поколений. Работая с наследием, мы понимаем, что мы одновременно создаем наследие для тех, кто будет жить в нем дальше.

Но работа с ОКН — это одни сплошные сложности. Номер один: низкая осведомленность людей, что такое ОКН. Многое надо объяснять девелоперам и частным инвесторам, хотя мы понимаем, что только так, через успешные кейсы, мы будем привлекать и мотивировать вкладывать в ОКН. Номер два: дорожная карта проекта, которая в зависимости от функции всегда индивидуальна. То есть в принципе глобальная сложность заключается в том, что ОКН — это всегда индивидуальный, новый подход и уровень масштаба.

Работа с историческим наследием набирает обороты, и если, например, три-пять лет назад у нас были только городские усадьбы, то сейчас мы работаем над проектами редевелопмента фабрик под жилые резиденции, отели, дворцы, усадебные комплексы и объекты по всей России, в которых мы реализуем потенциал объектов от мастер-планирования до проектирования мебели по рисункам XVII века. 

У нас есть мечта: создать программу по комплексному развитию территорий (КРТ), которая включала бы исторические города или поселения, объекты культурного наследия и которая добавила бы в туристические маршруты новое направление. Мы развиваемся, и это возможно благодаря нашей мультидисциплинарной команде. В команде BOMAR работают как узкопрофильные архитекторы-реставраторы, так и архитекторы, специализирующиеся на проектировании современных объемов, что позволяет нам интегрировать новые объекты комплексного строительства в рамках зон влияния.

Мы учимся на своих объектах. По сути работа — это непрерывное обучение команды уметь находить новые решения. Нам очень нравятся объекты, которые предполагают работу над планированием территории (мастер-планирование), где мы можем развернуться, применить все свои навыки и компетенции. То есть самые сложные (они же самые любимые) проекты те, где нас привлекают в момент, когда инвестор заходит на объект.

К нам часто обращаются как к консультантам, после чего мы уже полноценно заходим в проект и вместе с инвесторами разрабатываем дорожную карту и концепцию приспособления. 

Больше всего нравится работать над ансамблями, где нужно заниматься и мастер-планированием территорий, и архитектурой (как существующими, так и новыми зданиями) и, конечно, интерьерами, которые требуют детальной проработки отделки, мебели и декора. И этот путь — от концепции приспособления до проектирования мебели по рисункам прошлых веков — самое сложное и при этом самое интересное.

Мы гордимся, что работаем с инвесторами, которые действительно ценят и понимают уникальность работы с объектами культурного наследия. Меня впечатляют люди, особенно в регионах, для которых вклад в редевелопмент не столько возможность для собственных инвестиций, сколько искреннее желание, даже страсть (потому что одного желания мало) к сохранению архитектурной истории малой родины. 

И лично мне безумно нравится, что появилось больше людей, с которыми мы общаемся на одном языке, кто понимает, что такое консервация и «Венецианская хартия», и кто видит разницу между музейной реставрацией и реставрацией приспособления. 

В этом году планируем идти дальше: продолжать реставрационные работы, изучать историко-архивные исследования, разрабатывать новые функции для исторических руин и возрождать архитектуру для новой жизни, объяснять и популяризировать возрождение ОКН в его многоуровневых вариациях и обучать других. 

Фото: предоставлено пресс-службой бюро BOMAR