Кирилл Жижкевич

Почему вы должны меня знать: основательница бренда керамики «Лукоморье» Ольга Емельянова

5 мин. на чтение

Я из Химок, но училась и работала всегда в Москве. С ранних лет было ясно, что мне нужна творческая профессия. Я занималась рисованием, бальными танцами, музыкой, пением, гитарой, брейкдансом, мини-бизнесом…

Когда мне было лет одиннадцать-двенадцать, я расписывала акриловыми красками одежду на заказ. Ко мне обращались ребята из смежных классов, чтобы я им украсила футболки, кеды, пеналы. И тогда казалось, что мне нужно учиться дизайну, но отец сказал, что такой вариант не годится, вроде бы несерьезно, и предложил идти в архитектуру. Так с седьмого класса я стала готовиться к поступлению в МАРХИ.

Занималась очень серьезно, из-за чего даже 10-й и 11-й классы пришлось учиться экстерном. Школа у меня была сложная, с уклоном в математику, и я понимала, что надо выбирать между подготовкой к вузу и текущей учебой. Выбор был сделан в пользу архитектуры. Жила я в Химках, а на подготовительные занятия ездила в Кузьминки к семи утра! Вставала часа в четыре для этого. В общем, была упертая. Школу окончила с серебряной медалью, что облегчило мне поступление в институт.

В МАРХИ училась шесть лет по специальности «градостроительство», после чего пошла работать в топовые архитектурные бюро. Участвовала в проектировании довольно больших комплексов, последним из которых стал ЖК Match Point на улице Василисы Кожиной. На старте мне нравился проект, но потом поставленные передо мной задачи начали разочаровывать. Представьте, что вам нужно вычертить окна на площади 150 тыс. кв. метров. И эта работа с «окошками» тянется три-четыре месяца с десяти утра до семи вечера, а бывает и задерживаешься позже. От этого можно было сойти с ума. Так я покинула бюро и по ряду других причин вообще ушла из профессии.

Недолгое время пробовала себя в дизайне интерьеров, но и это меня не устроило из-за того, что заказчик довлел надо мной, предлагая для современного проекта какие-то решения из нулевых годов. Ну, например, ты ему предлагаешь классный минималистичный интерьер, который мы обговаривали в задании, а он туда норовит впихнуть «роскошную» золотую люстру. С этим было очень тяжело бороться. Потом ненадолго увлеклась ландшафтным дизайном, потому что мне нравится работать с землей, вела бьюти-блог, пока в 2019 году не обратила внимание на керамику.

Я поняла, что керамика не только заводская история, как гжель или дулевский фарфор, что производство можно организовать в небольшой мастерской. Записалась на небольшой курс из восьми занятий: попробовать полепить из такой глины, сякой, познакомиться с глазурью. Попробовала! Уже на первом занятии я почувствовала: вот то, что я искала. Я влюбилась в глину. Домой пришла и мужу сказала, что все, знать больше ничего не хочу — только керамика.

Вскоре родился сын и, конечно, лепить из глины стало невозможно. Целый год, пока была с грудничком, я посвятила себя изучению ремесла: читала специальную литературу, смотрела зарубежные блоги. Когда ребенку было года полтора, я потихонечку, раз в неделю по часу или два, ходила в гараж лепить. Обжигать возила в Митино к знакомой, у которой стояла печь в квартире. Делала все: посуду, игрушки, украшения, экспериментировала с гипсом…

И первая моя коллекция, которую я назвала «Сказки», представляла собой елочные игрушки в виде домиков. В этом соединилась моя любовь к архитектуре и керамике, почему бренд изначально назвала «Архирамика». Стала выкладывать продукцию в соцсети, сходила на маркет по приглашению знакомых, где, увы, не купили ничего. Там люди пришли на распродажу мебели, и керамика, видимо, им была не интересна, после маркета я даже поплакала.

А первое изделие, с которого началось именно «Лукоморье», была тарелка с изображением Бабы Яги. Помнится, в канун Нового года я просто пошла в гараж и попробовала нарисовать этого персонажа, вдохновившись своей любимой сказкой «Гуси-лебеди». После этого я стала углубляться именно в фольклорную тематику. Вначале рисовала в глубоких синих тонах, олицетворяющих мистицизм, темных персонажей. Потом в противопоставление им задумалась о светлых добрых образах, и так родилась репка. (Сейчас с ее изображением продается тарелка, боул и стакан.)

Оттенки намешивала самостоятельно, подбирала путем проб, чтобы цвет был яркий, насыщенный, благородный. Отдельная история с «Горынычем». Примерно за полгода я нашла нужный оттенок зеленого для рисунка этой серии. Прошлые экземпляры посуды с Горынычем, которые, на мой взгляд, менее удачные, мы продаем сейчас со скидкой. Поймать нужный цвет — это порой бесячая работа. Целый день по капелькам мешаешь-мешаешь, вдруг теряешь выдержку, психуешь, берешь кисточкой из какой-то банки, капаешь — и находишь идеальное сочетание. Такую импровизацию даже не зафиксируешь и вряд ли сможешь повторить.

Само «Лукоморье» как бренд родилось так. Моя подруга устроилась на работу к девушке Жене, которая была арт-директором и шарила в дизайне. Подруга показала ей наш сайт. Женя провела мне полный аудит: указала на сильные и слабые стороны, разложила все по полочкам. Даже презентацию сделала и сказала: «Оля, ну подумай, какая на фиг “Архирамика”? Тебе надо менять логотип и название». Женя предложила мне несколько ассоциаций, которые у нее возникают в связи с моей керамикой. Одной из них было Лукоморье. Несколько дней я сопротивлялась, а потом просто поняла: да, надо менять!

Начался новый виток моей истории. Причем родные меня не очень поддерживали. Ведь я ушла из престижной профессии, став ремесленником, который чего-то там руками делает. Все понимали, что мои идеи будут затратными по финансам и трудоемкими. При этом отклик у аудитории будет в духе «О, тарелка. Ну, наверное, 500 рублей стоит. Какие 5 тысяч?». И это так, мы часто сталкиваемся с подобной реакцией. Плюс действительно пришлось работать в минус.

Вскоре к нам обратились из «Золотого яблока» и сказали, что хотят продавать в своих магазинах мою керамику. Они просто нашли сайт, который я сделала, и написали мне. Это был большой заказ — предоставить через два месяца 150 изделий. Поэтому я взяла помощницу, приобрела материалы, стеллажи, покрасочную камеру, краскопульт, компрессор. (Печь к тому моменту была, купил в кредит поверивший в меня папа.) В итоге боевое крещение в «Золотом яблоке» мы прошли, хотя оказалось очень сложно.

Я стала выходить на серьезные маркеты и в канун 2023 года продала всю продукцию, которую делала с лета. Мне помогала подруга: мы вместе готовились и потом стояли на маркете и назначали цены на керамику, абсолютно от балды. Дома муж посчитал мне затраты на электроэнергию, оплату помощницы и все остальное и сказал: «Поздравляю. Ты сработала в минус». Эйфория после «успеха» тут же кончилась. Я опять поплакала — это было разрушение мечты. После этого я начала наконец-то считать себестоимость изделий и планировать экономику производства.

Все заработанные деньги за 2023 год мы вложили в аренду мастерской в районе «Войковской», стали работать дальше, бывало, уходили в минус. Тогда же я подала заявку на участие в конкурсе «Знай наших». Мы прошли в финал, обойдя 12 тысяч участников, и попали на выставку региональных брендов, которая была организована в рамках экономического форума «Сильные идеи для нового времени». И из керамистов мы попали туда единственными. Это был шок, это был космос. Форум дал «Лукоморью» хороший пиар — нас стали приглашать на серьезные мероприятия. Например, недавно я прошла в финал другого конкурса — «Россия. Горизонты», и мы участвовали в выставке в Третьяковской галерее. Снова был шок! Постепенно «Лукоморье» начало приносить прибыль. Сейчас запускаем новую коллекцию — украшения из серебра, потому что, как я уже говорила, мне многое нравится и интересно. Хочется создать нечто вроде мультибренда. Может быть, и за одежду возьмусь.

Фото: из личного архива Ольги Емельяновой

Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru

Подписаться:
'); $(this).attr('style', 'display: none !important'); } }); console.log('banners:' + banners); console.log('hbanners:' + hbanners); }); -->