Я родилась в Москве, в районе Северянина. Училась достаточно далеко от дома в английской спецшколе с прекрасными учителями.
Из-за специфики района одноклассники мои были из творческих семей: дети писателей, журналистов и телевизионщиков. Для меня школа — важный период, вспоминаю его с теплом.
Заканчивая школу, я меняла мнение по поводу того, куда поступить, несчетное количество раз. С моей лучшей подругой мы весь подростковый период писали рассказы, я очень хотела стать писателем. Филфак, журналистика, иняз, даже думала про педагогический факультет по работе с особыми детьми. В итоге я выбрала иняз, но провалила экзамены. Решив перепоступать через рабфак МГУ, я пошла работать возле школы на мебельную фабрику. Для меня это был непростой период, было сложно привыкнуть к коллективу и найти там единомышленников. Проработав год, я узнала, что условия для поступления в вуз изменились — вместо года стажа стало два, и я ушла. Позже я все же поступила в МГУ на факультет психологии, а в 27 лет довольно быстро стала многодетной матерью и надолго погрузилась в воспитание детей. Но это уже другая история.
Проект, которым я занимаюсь уже девять лет, «Школа профессий», появился в моей жизни в нужный момент. С одной стороны, у меня как раз выросли дочери, но желание заниматься и работать с детьми никуда не пропало, а с другой — после учебы на факультете психологии мне очень хотелось где-то себя реализовать.
Перед «Школой профессий» я работала в одном детском издательстве. Мы начинали его с нуля, специализировалось оно на издании народных сказок. Много ездили по стране и за границу, изучая материалы для следующих публикаций. Среди детских издательств существовало сообщество, в которое я быстро влилась. Там мы придумали проект «Школа сказки», суть которого была в том, чтобы приучать детей к чтению через сказки. Позже мы поняли, что народные сказки часто продвигают определенные жизненные сценарии, польза которых не всегда очевидна. Идею развивать интерес детей к чтению мы направили в пользу профессий — и она отлично подошла. Мы подключали много детской литературы современных писателей — собирали книжные подборки для разных профессий. Формат занятий у нас был нестандартный: мы всегда приглашали провести занятия для детей человека из профессии — настоящего пекаря, сыровара, мороженщика, ветеринара и даже судью. Всегда что-то делали руками — пекли хлеб, готовили мороженое, а потом показывали детям книги и читали интересные истории. Проект был семейный и вначале был достаточно популярный, например, в 2014 году к нам на занятия за год пришли 300 семей.
В какой-то момент в группу начали приходить особенные дети. Мы долго думали, как нам лучше переформатировать занятия, чтобы всем было комфортно и интересно, обучали команду, чтобы она могла работать с новыми участниками.
В 2018 году мы начали думать о том, как сделать отдельный проект для детей с ментальными особенностями. Вся команда прошла специализированный курс, и мы запустили профориентационные группы для таких подопечных. Умение работать в команде, коммуникативные и социальные навыки, так называемые soft skills, у детей и подростков с аутизмом требуют отдельного фокуса внимания. Поэтому мы решили выстроить систему с упором именно на это направление. Так появились многие наши программы: например, курс по современному искусству с преподавателем из Британской высшей школы дизайна, театральная мастерская с режиссером Екатериной Кочневой, основательницей детского театрального проекта «Моника и дрозд», и кулинарная школа.
Сейчас у нас новый большой проект: мы запустили краудфандинговую кампанию на Planeta.ru на открытие инклюзивного кафе «Разные Зерна» в Москве.
Многие ребята, для которых я вела коммуникативные занятия, уже выросли, пошли учиться в кулинарные техникумы и готовятся стать кондитерами и поварами. На наших занятиях мы правда много готовили — ребята это обожают. Занятия медленно, но верно приближают подопечных к трудоустройству, но вот вопрос — куда? Мест, где они могут работать, не так много. Многие люди с ментальной инвалидностью нуждаются в создании специальных условий для их работы: сокращенный рабочий день, сопровождение специалистов и лояльность коллектива. Эти факторы сильно затрудняют трудоустройство людей с особенностями развития. Открытие инклюзивного кафе может стать решением.
Я окончила курс по сопровождаемому трудоустройству, ознакомилась с опытом коллег: инклюзивное кафе «Огурцы» в Санкт-Петербурге, кофейня «Тверская 15» в Москве, кафе «Время перемен» в Махачкале — я знаю, что все это реально сделать. Мы хотим открыть кафе полного цикла: готовить еду, печь хлеб, принимать посетителей, собирать гостей на тусовки, а ребята с ментальными особенностями будут работать по коротким сменам в течение дня. Так мы сможем обучить и трудоустроить максимальное количество подопечных. В наших планах сделать этот проект финансово самостоятельным: мы проработаем здоровое и вкусное меню, будем проводить мероприятия для детей и подростков, выстраивать комьюнити вокруг нашей работы в городе. Я мечтаю, чтобы другие кафе в Москве тоже захотели стать инклюзивными и брали бы на работу наших ребят.
С запуском краудфандинговой кампании мне пишет огромное количество людей: кто-то предлагает помочь с оборудованием, кто-то — с рекламой, а кто-то просто говорит слова поддержки. Такие проекты действительно совершенно меняют взгляд на вещи. Мне кажется, что инклюзия — это про каждого из нас. Она учит понимать, что каждый человек особенный: будь то его характер, предпочтения в кофе или внешний вид. «Разные Зерна» могут стать важной точкой на карте города. Надеюсь, у нас все получится.
Поддержать открытие кафе «Разные Зерна» в Москве на Planeta.ru можно до 12 июня.
Фото: из личного архива Юлии Володиной