Диана Дорофеева

Почему вы должны меня знать: основательница классов антистресс-пения Hot Horist Юлия Штокало

6 мин. на чтение

Я родилась в Москве, училась в МГИМО на факультете журналистики, на отделении социологии массовых коммуникаций. Потом пошла в магистратуру в ВШЭ, в Высшую школу урбанистики им. А. А. Высоковского.

С детства хотела быть актрисой, позже поняла, что больше нравятся сет-дизайн и декорации — думала об этой сфере. Или режиссуре. Мечтала создавать красивые пространства, где люди будут счастливы. И желательно петь, как в мюзиклах. В итоге на двух своих работах этим и занимаюсь.

Днем я урбанист — руковожу отделом событийного программирования городских пространств в компании Citymakers. Работала над «Лужниками», «Электрозаводом», над супер-люкс-отелем в центре, над программированием всего района Китай-города, недавно вот сделали поп-ап пространство «19:01 на Кристалле» на территории бывшего завода, похожего на волшебный краснокирпичный замок. Благоустроили его дворы, провели насыщенную событийную программу с музыкой, театральными постановками, творческими мастер-классами и гостевыми фестивалями.

А по вечерам и выходным я хорист. Вот как это получилось. До пандемии я работала куратором Moscow Urban Fest, фестивальной программы Moscow Urban Forum. Мы придумали очень много крутых штук — лекции о запахах Москвы в разные эпохи с раздачей зрителям сэмплов ароматов, лекции о кладбищах и смерти в городах, прогулки по столице с людьми, которые видят ее иначе, например с психологом, изучавшим влияние морфологии застройки на мозг, с уличными художниками, с бездомным. Даже с кинологом и собаками, ведь что для нас обычный угол, для собаки — общественное пространство наивысшего класса. Все это проходило в только что открывшемся тогда концертном зале «Зарядье», форум был первым мероприятием. Пока шла стройка, готовили программу, очень боялись, что не успеют его открыть.

На форум всегда приезжало очень много профессионалов в сфере урбанистики из разных стран. И вот одним из спикеров был Мазда Адли, мы издавали в России его книгу «Стресс в большом городе». Я могла поставить доктора Адли только на самую большую сцену концертного зала, на полторы тысячи мест. Нужно было придумать что-то необычное, чтобы собрать такое количество людей на неизвестного в Москве человека.

И я решила сделать сеанс коллективной психотерапии, соведущей была Алена Долецкая, которая лежала на сцене на белой кушетке психолога и была как бы аватаром зала — ей приходили вопросы от зрителей, популярные она задавала Адли. Но самое грандиозное —  финал. Я совершенно случайно в одном из интервью доктора узнала, что сам он, чтобы справиться со стрессом после тяжелого рабочего дня, поет в хоре берлинских психиатров Singing Shrinks — «Поющие Мозгоправы».

И вот на одном из серьезных зумов с моими коллегами по форуму и обсуждением печати книги и гонораров я предложила строгому доктору Адли в костюме спеть после лекции хором со всем залом консерватории. Доктор расцвел и согласился. Дальше все как в тумане — месяцы выбора песен, переживания за организацию и что зрители не поддержат инициативу. И в конце огромный полуторатысячный зал поющих стоя людей, которые пришли просто на лекцию, а стали хором. Они выходили и спрашивали, где еще можно в таком поучаствовать. Тогда первый раз возникла мысль сделать хор для всех.

А потом я уволилась с форума: устала, хотела путешествовать, но начался ковид. И, сидя дома, решила пройти бесплатный курс по созданию сайтов на Readymag, чему-то поучиться. Нужно было отрабатывать знания, создавая учебный сайт, и я вспомнила про свою идею хора. Быстро придумала смешное название Hot Horist в противовес хору мальчиков-зайчиков. В итоге в процессе очень зарядилась идеей, и сайт вышел симпатичный. Так я решила, что проекту быть! Кстати, этот сайт до сих пор и работает.

Я договорилась с Настей Наумовой-Васильевой, моей сейчас хорошей подругой, а тогда моим преподавателем вокала, что мы проведем первый класс. Начала вести соцсети, придумывать процессы, сделала нам толстовки с надписью Hot Horist. Когда немного смягчили ковидные ограничения, сняла маленький зал в Blanc на Китай-городе, позвала маму, всех моих друзей, а они — своих друзей. И мы устроили первый хор, замешав песню Снупа Дога и Bee Gees.

Потом друзья из театральной студии познакомили нас с Юлей Урм, тогда еще студенткой факультета музыкального театра ГИТИСа, которая классно писала музыку. Мы хотели вместе с театром сделать класс для подростков. Народ не набрали, но зато Юля оказалась настоящим талантищем. И вот так мы до сих пор втроем и отвечаем за классы — Юля с Настей ведут, а я занимаюсь всем остальным: площадками, договорами, финансами, продвижением, развитием.

На наши хоровые антистресс-вечеринки может прийти любой. Петь уметь не нужно. Раньше ведь люди пели хором всегда — на работе, в море, на праздниках, похоронах и просто за общим столом. Это было очень естественно — выражать свои эмоции через голос и сопровождать жизнь общим пением. А потом все почему-то вдруг решили, что петь могут только профессиональные вокалисты.

И теперь большинство людей очень боятся петь, каждый день мне присылают сообщения: я совсем не умею петь, слуха нет, мне, наверное, к вам нельзя на классы? Прелесть в том, что когда мы поем хором, мы всегда звучим хорошо. А еще ощущаем общность, это огромный кайф — чувствовать, что можешь собраться с совершенно незнакомыми людьми и вместе петь, не уточняя, кто кем работает и какую жизнь ведет. Раз в месяц мы проводим большие открытые хоровые классы на 60–100 человек. А летом и вовсе сделали под открытым небом классы на 200 и на 500 человек.

Главная фишка — мы не поем песни целиком, а пишем уникальный мэшап (микс из песен) к каждому классу. Получается от 7 до 14 песен, соединенных в одну, под фортепианное сопровождение, разложенное на две партии. Поэтому каждый класс — это особенное событие, после которого ты уходишь заряженный и с миксом в голове, который знают только те, кто пел вместе с тобой.

Классы тематические: был «Клуб разбитых сердец», «Хоровой шабаш», «Рок-хорист», «Хип-хоп хорист», «Госпел хорист» и даже первоапрельский хорист с мемами. Мешаем песни на русском и английском, разных стилей. Классы проводим в красивых и иногда необычных пространствах Москвы — пели в старинном яхт-клубе, в огромном цветочном магазине-оранжерее, в мультимедиагалерее. Я всегда ищу новые пространства, которые больше всего подходят под тематику и масштаб хоровой вечеринки.

Часто под интересную площадку мы подбираем тему. Так, например, в мультимедиагалерее мы пели в окружении видео с картинами Кандинского, а темой было явление синестезии и песни про разные цвета. Иногда вдохновляют композиции или просто какие-то даты или праздники. Под них уже выбираем песни — тут всегда сложно соблюсти баланс между чем-то не очень известным, но крутым, и тем, на что точно пойдут люди.

Наверное, сейчас одно из самых ярких мероприятий — наш большой хор в парке «Зарядье» этим летом, когда слова песни выводились на огромный многометровый экран, а 500 человек вместе пели на закате. Было приятно вернуться туда, где все начиналось. А еще мы только что провели благотворительный хор. Вся прибыль за билеты пошла моей любимой благотворительной организации — «Ночлежке», которая помогает выбраться с улицы бездомным людям.

У нас потрясающая команда. Помимо того что Юля и Настя очень талантливые, нам еще очень комфортно и супервесело друг с другом. И люди, которые приходят с нами петь, это чувствуют. Поэтому сейчас самая большая трудность — искать новых коллег, как преподавателей, так и на операционную деятельность. Хочется расширяться, но при этом не снижать общий градус доверия и легкости. Конечно, я понимаю, что в перспективе это невозможно, но пока мы маленькие и очень избирательны.

Самую большую радость я чувствую, когда люди заметно меняются во время класса: приходят со стеснением, а в конце улыбаются, физически расслабляются. Видно, как опускаются плечи. Часто мы обнимаемся большой «капустой» в финале — хор сближает. А еще я очень люблю, когда к нам приводят друзей, а самое крутое — родителей. Одна из наших постоянных хористов Полина теперь часто приходит с мамой — вот это уровень признания, я считаю.

Недавно мы провели довольно спонтанный класс в Питере, после которого подошла девушка и сказала, что побывать на Hot Horist было ее мечтой — она уже собиралась специально ради нас в Москву. Это не первый раз, когда люди приезжают из других городов, для меня это большая радость.

Планов по развитию проекта очень много. Наполнить хором весь мир! Но сперва найти новых хормейстеров, а еще танцоров, начать делать танцевального хориста, чтобы был настоящий мюзикл, хочется придумывать тематические классы с музыкантами и симпатичными нам известными людьми, регулярно проводить благотворительные классы.

Плюс организовать классы в крупных городах России, обзавестись своей большой красивой студией-особняком с баром и верандой с танцами. Очень надеюсь, что у нас все получится и как можно больше людей перестанут бояться петь и почувствуют кайф от объединения с другими через хор.

Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru

Фото: из личного архива Юлии Штокало

Подписаться: