Мне 33 года и почти три из них у меня есть кофейня «Может, кофе?». Как и многие мои коллеги по ресторанному бизнесу, я начинала с того, что мне в студенчестве не хватало денег на кино и кофе, и я пошла работать официанткой в кофейню в далеком 2004 году.
Там я научилась отличать рокс от хайбола и нарисовала свою первую розетту (рисунок на кофе) и там же провела свои самые веселые три года. Я тогда училась в РГГУ на психолога: приезжала к 8 утра на лекции, потом бежала через дорогу отрабатывать ланч в кофейне, а оттуда на вечерние семинары. Это было здорово. Потом было несколько сетевых проектов, один бард-клуб и даже ресторан японской кухни в Бибирево.
Последним местом моей работы в общепите как наемного сотрудника стал «Старбакс» — там я руководила 12 кофейнями, одна из которых была в Самаре.
В августе 2016 года я приняла решение покинуть компанию и просто отдохнуть. У меня и в мыслях не было открывать свою кофейню — на это просто не было сил.
Тем не менее 10 сентября 2016 года мы уже варили кофе под вывеской «Может, кофе?». Как бы неожиданно это ни звучало — эта кофейня была случайностью.
Через два дня после увольнения я пошла гулять в парк «Красная Пресня» и по дороге на парковку увидела объявление «Аренда». На открытие ушли 21 день и 1,3 млн рублей.
За неделю до открытия у нас не было поставщика еды и десертов, не было уверенности в обжарщике и были смутные представления о том, как мы запустим кассовую программу без проводного интернета.
Название мы придумали в пробке, пока ехали от поставщика гранолы в «Леруа Мерлен»: обычно говорят, что название было уже давно, как и мечта открыть кофейню, а у нас было 400 тыс. внесено за аренду и отступать уже некуда.
Изначально мы хотели совместить пекарню и кофейню, поэтому разрабатывали название La Panaderia (исп.), но отказались от него как от сложно произносимого.
«Может, кофе?» — вопрос, с которого моя сестра часто начинала писать мне эсэмэски, если мы долго не виделись. И оно невероятно отозвалось.
Тогда же мы отрисовали логотип в виде химического элемента и придумали слоган: «Почувствуй дофамин зерна». Ни тем, ни другим мы почти не пользовались, зато случайно родившийся хештег #девочкисварят гости обожают.
Начинали варить мы с «Лабораторией Кофе», но спустя пару месяцев познакомились с Юрой из «Буна Кофе» и влюбились: с тех пор мы не изменяем им, а они стабильно держат качество той самой смеси, которую мы распробовали осенью 2016 года.
Сначала нас было трое: я, мой партнер и сотрудник из бывшего региона в «Старбаксе». Ближе к зиме мы перестали справляться, и так в нашей команде появились еще четверо бариста, один из которых — Леша (поэтому хештег эволюционировал в #девочкиилеша).
10 сентября 2017 года нам исполнился год, за который мы увеличили свой оборот в два раза и накопили базу из полутора тысяч постоянных гостей, однако в этот момент мы уже знали, что арендодатель в грубой форме выселяет нас и последний день работы был назначен на 31 октября.
Что делать дальше, мы не знали, к тому же мой партнер принял решение оставить бизнес и развиваться в других областях.
Я закрыла кофейню, упаковала ее в контейнер на одном из московских складов и улетела на Бали думать, как быть дальше. Хотя тут я лукавлю — 31 октября у меня уже лежал подписанный договор аренды на помещение в двух улицах выше от Мантулинской, 18, и было совершенно непонятно, как я откроюсь одна, потому, как мне казалось, одному человеку это совершенно не под силу.
Вся команда бариста осталась со мной, и они месяц ждали, пока предыдущий арендатор съедет и освободит помещение на Шмитовском, 12. Впоследствии весь декабрь 2017 года они шкурили мебель, красили стены и даже клали плитку на крыльце. Именно они были моим самым большим вдохновением.
Локация и по сей день кажется мне крайне спорной, но в декабре 2018-го мы отметили год на этом месте, увеличив свой оборот уже на 30% от 2017 года.
Почему я решила, что это выгодный бизнес? Я так не думала. Я точно знала, сколько трудностей меня ждет на пути и какая высокая конкуренция в городе среди кофеен, но долгий путь от официантки в крошечной кофейне до территориального управляющего 12 объектов научил меня тому, что, если делать хорошо и с умом, делать, как для себя и даже лучше — должно получиться.
Конечно, у нас был бизнес-план с разными вариантами расчетов, от пессимистичного до расчета «мы улетим на Бали в один конец и будем жить там припеваючи на деньги от кофейни». Было масса периодов в обеих кофейнях, когда я жила на 20 тыс. в месяц и даже пошла работать личным помощником, потому что денег катастрофически не хватало, но мысль закрыть навсегда посетила меня всерьез всего лишь один раз, когда нас выгнали с насиженного места, причем так подло и неожиданно.
Летом этого года мы участвовали в «Маркете Местной Еды», в рамках которого работал небольшой лекторий и меня пригласили прочитать лекцию на вольную бизнес-кофейную тему. Я выбрала «5 причин не открывать свою кофейню и 1 причина сделать это обязательно», тогда на лекцию пришли больше 50 человек, что я оцениваю как стопроцентный успех.
В следующем году мы подали заявку на участие в уникальном, на мой взгляд, проекте Antifactory — фестивале крафтовых производств и DIY-культуры, который будет посвящен людям и компаниям, которые пропагандируют авторский подход к своей работе и противопоставляют себя масс-маркету.
Это стопроцентно мы. На данный момент кофейня одна, и я категорически не хочу превращать этот проект в сетевой, хотя подумываю об открытии второй точки, в которой я бы хотела немного изменить формат, но пока это только заметки на бумаге.
Идея, заложенная в «Может, кофе?», очень проста: мы хотели сделать такое место районного притяжения, куда наши соседи могут позволить себе спуститься за чашкой любимого кофе в пижаме и домашних тапочках, где им никто не будет указывать, как «правильно» пить кофе и можно ли добавлять в него молоко. Мы просто варим кофе и делаем это хорошо, как для себя.
Фото: Варвара Филиппова
Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru