, 3 мин. на чтение

Почему вы должны меня знать: основательница сообщества помощи старикам «Внукунук» Елена Плавова

Я родилась в городе Чебоксары и выучилась на инженера-геодезиста в Москве. В детстве я хотела стать лисой — какого-то самоопределения не было. Я поступила учиться на инженера, потому что не знала своих сильных сторон для развития в профессиональном плане.


Проект «Внукунук» зародился во время локдауна, когда я стала думать о том, вижу ли я себя инженером и чем бы мне вообще хотелось заниматься. После того как локдаун завершился, я собрала первую команду из подруг, и мы поехали по деревням снимать видео про бабушек и дедушек, их воспоминания и быт. Тогда, в 2020 году, проект выстрелил, и пришла первая аудитория. И я поняла, что, прежде чем развивать его дальше, нужно собрать больше информации и продумать стратегию. Поэтому я занималась проектом для поддержания его жизни, но не развивала, а параллельно набирала знания и работала в других проектах для опыта.

В прошлом, 2022 году я решила снова вернуть проект к активной работе и открыла краудфандинговый сбор «Тур в поисках бабушек по деревням России». Набрала команду из трех девушек, и мы месяц ездили по деревням Воронежской, Ростовской областей и Краснодарского края. Тогда проект выстрелил снова, и мне стала понятна его миссия.

За полгода проект развез четыре машины дров, установил больше 10 колонок Яндекс (они наши партнеры) и сделал очень много для улучшения жизни бабушек и дедушек из сельской местности. Сейчас у нас около 20 постоянных внучков-волонтеров, а в конце июня мы отправляем двух одиноких бабушек на отдых в санаторий.

Цель проекта «Внукунук» — узнать потребности пожилого человека и придумать, как ему помочь. Одиноким пожилым людям чаще нужно внимание. Кто-то не может решить сложные бытовые проблемы с водой, электричеством или домашней техникой. Одиноким или слепым пожилым людям мы придумали ставить колонки «Алиса».

Выяснилось, что среди бабушек есть очень талантливые мастерицы по вязанию. Я у каждой второй в доме видела обвязанные диваны, стулья, целые гардеробы. Так мне пришла в голову идея помочь им реализоваться в своем хобби, закупая нужные материалы, разрабатывая схемы вязания и беря на себя продакшн, продажи и продвижение.

Так случилась коллаборация моего проекта «Внукунук» и бренда «Мурмуризм», который создает рабочие места для социально уязвимых групп людей.

Связанная коллекция свитеров была распродана за два дня, и мы получили предзаказы на полмиллиона, которые не смогли выполнить: не было средств на закупку пряжи и оплату материалов, а обращаться к инвесторам не хотелось.

Тогда мы с Тимуром Абдуллаевым, основателем «Мурмуризма», решили развивать бренд в новом направлении, давая работу бабушкам. Я обратилась в поиске мастериц в дома престарелых, ведь там полно бабушек. А потом слух о нашей затее разошелся по сектору домов-интернатов, и к нам стали обращаться ПНИ (психоневрологические интернаты) и просить взять их жителей, людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и ментальными расстройствами, на работу. Так мы решили не ограничиваться бабушками, а давать работу людям из других социально уязвимых групп.

Чтобы у нас были средства на ребрендинг и комфортный старт, я предложила собрать деньги через краудфандинг. Недавно он завершился, мы собрали 279 тыс. рублей. Это позволит нам выпустить полноценную осеннюю коллекцию, закупив материалы, оплатив труд мастерам, и, конечно, в следующий сезон мы наконец-то удовлетворим спрос аудитории бренда и у всех будут стильные свитера ручной работы.

Сейчас у нас 12 мастеров пожилого возраста, людей с ОВЗ, и одна мать-одиночка из маленького села. Мы закупаем и высылаем им спицы и пряжу, подробные схемы с разработанным дизайном. А после выполнения работы оплачиваем им ее без ожидания, продастся или не продастся товар.

Мы с Тимуром каждый день радуемся, как классно у нас все складывается. Ведь нам не пришлось начинать такой бренд с нуля, у нас уже есть аудитория покупателей, лояльность и нашими инвесторами неожиданно стали покупатели «Мурмуризма».

Только что у нас вышла небольшая летняя коллекция «Цветут сады в душе у нас». Название отражает наше состояние от того, над чем мы работаем. Наши мастера счастливы работать с нами, и мы видим, как бренд может менять их душевное состояние. А поддержка покупателей дает нам веру в то, что мы делаем.

Коллекция вышла очень яркой, потому что «Мурмуризм» и ранее на фабричном производстве выпускал яркую одежду. Мы решили сохранить это, перенеся фабричное производство на ручной труд.

Как говорил Дамблдор, счастье можно найти даже в темные времена, если не забывать обращаться к свету.

Фото: Дима Жаров