Меня зовут Магда Кмита, я архитектор. Вы наверняка видели наши проекты в городе — это торговые центры, офисные здания, жилые дома.
Мой путь в Москву начался в Польше, а продолжился в Испании и Австралии. Я окончила институт архитектуры в Кракове, затем продолжила обучение в Мадриде, где изучала технологические процессы, связанные со строительством. Именно там я сделала выбор в пользу профессии: познакомившись с известными архитекторами современности, такими как Рафаэль Монэо, Кампо Баэзо и Алвару Сиза, я получила нереальные студенческие впечатления. Поработав в офисе Сальвадора Переса Арройо с видом на старые замки, я еще больше укрепилась во мнении, что сделала правильный выбор.
Когда я вернулась, поняла, что архитектура точно станет моим призванием: жизнь, о которой я мечтала — это постоянно придумывать новые вещи, мыслить концептуально и видеть, как твои идеи обретают форму. Когда я ехала работать в Мельбурн, я уже не сомневалась в своих возможностях. Хотя работать на другом конце света поначалу было страшно, я смогла узнать, как создаются общественные здания в другой культуре и с другими, не европейскими бюджетами. И этот опыт было интересно реализовать уже в Москве.
Когда мне предложили поработать здесь, я согласилась почти без раздумий, и поездка, запланированная на три года, незаметным образом растянулась уже на шестнадцать лет. Я приехала для работы над проектом французского заказчика и общалась в основном на английском, но параллельно учила русский, понимая, что язык открывает новые грани культуры и позволяет лучше понять местный контекст.
Создавать объекты в Москве — это особенное вдохновение и большая ответственность: когда ты создаешь проект для такого большого, мультикультурного и многогранного города, то всегда должен быть готов к сложностям и вызовам. Разрабатывая фасады для торгового центра, мы должны учитывать не только актуальность решений, но и их контекст: например, иногда лучше отказаться от яркой подсветки в пользу того, чтобы сохранить комфорт людей в жилых домах в окружении. Или сделать выбор в пользу сквера и ландшафтного дизайна вместо гостевой парковки, чтобы привнести в город больше зелени. Плюсы любого проекта — в его движении: он быстро развивается, строится и растет, а любые сложности можно обсудить с коллегами — это очень помогает выработать новые решения проблем.
Один из наших проектов, которые строятся сегодня — это новая станция метро «Рижская», которая появится на Большой кольцевой линии. Мы разработали ее проект для конкурса Москомархитектуры — он был признан лучшим не только профессиональным жюри, но и горожанами, которые участвовали в голосовании за проекты со всего мира. Станция метро для нас — один из самых сложных объектов в работе. Каждый день в пространстве станции будут оказываться десятки тысяч людей, и важно было сделать дизайн вестибюля, платформ и переходов не только продуманным и функциональным, но и запоминающимся и красивым. Главным элементом дизайна мы сделали образ арки как ворот города, подчеркнув связь новой станции с историей места. Много веков назад в районе Рижской располагался въезд в Москву, а сегодня архетип арки будет подчеркивать гостеприимство города и «приглашает» пассажиров в метро. «Рижская» — одна из самых больших побед нашей команды, и я всегда буду гордиться ее авторством, потому что возможность поработать над проектом для метро — мечта, пожалуй, каждого архитектора. Для меня это был и персональный вызов: мне выпала честь защищать итоговый проект перед жюри в финале конкурса.
Когда ты проектируешь что-то для самой знаковой городской транспортной системы, ты, конечно, не можешь не оглядываться на опыт предшественников: когда-то в метро создавались «дворцы для народа», а сейчас станции хотят видеть прежде всего современными и удобными, но при этом соответствующими контексту старинных вестибюлей, уже имеющих статус памятников архитектуры.
В дизайне «Рижской» мы совместили архетипичный и постоянно повторяющийся архитектурный элемент арки с разными цветовыми акцентами для функции навигации и мультимедиатабло, имитирующего постоянно меняющееся расписание поездов. Оформление стен тоннеля напомнит пассажирам, как стремительно меняется вид из окна поезда — такая идея продиктована в том числе желанием создать под землей эффект пребывания в открытом пространстве.
Совсем скоро на станции начнется строительство эскалаторных сходов. Уже в 2022 году станция откроется для пассажиров, и каждый сможет оценить проект вживую.
Все это не было бы возможно без команды. Вместе сегодня мы следим за реализацией спроектированных нами и менее масштабных проектов: это, к примеру, торговый центр «Небо» в Солнцево, где мы разработали архитектуру фасадов, напоминающих об авиационном прошлом района, или торговый центр «Чкалов» на «Курской», где наша команда отвечала за интерьеры. По замыслу, они получатся легкими, белоснежными, в пространстве ТЦ появится много воздуха.
Мне нравится идея о том, что даже самый небольшой и лаконичный проект может изменить восприятие пользователей: создавая авторские интерьеры для бутиков и department stores, таких как, к примеру, Trend Island в «Авиапарке», мы хотим показать, что и в универсальном торговом пространстве есть место для искусства — дизайнерской мебели, созданной по индивидуальному проекту, арт-объектов предметного дизайна. Сейчас в Москве также строится несколько жилых комплексов, для которых в Blank Architects под моим руководством разработали дизайн лобби и общих зон: в них нашлось место и для репродукций картин классической живописи, и для современных материалов, стали и камня. Это менее масштабные, чем метро, но не менее знаковые проекты — и наблюдать за их реализацией очень приятно.
Фото: из личного архива Магды Кмита