Почему вы должны меня знать: постановщик свадебных танцев и стюардесса Ксения Будько
В феврале-марте у москвичей первая традиционная волна свадеб. Кстати, я всегда могу сказать, как сложится будущее пары и даже брак ли это по любви или по расчету. Ведь постановка танцевального номера — серьезная командная работа, которая, как под микроскопом, выявляет все нюансы взаимоотношений.
Первый свадебный танец поставила почти 20 лет назад совершенно случайно — знакомые попросили, зная, что я с детства занималась профессиональными бальными танцами. Получилось очень интересно и дальше сработало сарафанное радио. Я сразу поняла, что не хочу ставить просто вальс или какой-нибудь современный танец, как это часто бывает в американском кино. Для каждой пары создаю индивидуальную историю, рассказывающую об их характерах и увлечениях. Комбинируя современные и классические стили, выбираю то, что подходит именно этим людям, через что максимально раскрываются их индивидуальность и чувства. Я всегда спрашиваю, какая музыка нравится паре, прошу показать отрывки из фильмов, рассказать о себе, наблюдаю за поведением, чтобы прочувствовать дух этой семьи.
Например, у меня была темпераментная пара, и, чтобы подчеркнуть их страсть, мы ввели в номер испанский пасодобль, имитирующий корриду. Недавно был забавный случай: гуляю с детьми на площадке, и ко мне, распахнув объятья, подбегает здоровый мужик с криком «Ксюшенька!». Оказалось, это тот самый мальчик, которому я лет пятнадцать назад ставила свадебный танец.
Помню, один парень захотел танец в духе фильма «1+1», где чернокожий Дрис танцует под песню «Earth, Wind & Fire» и заводит весь зал. Еще одни ребята вдохновились «Грязными танцами» с Патриком Суэйзи и Дженнифер Грей и сделали крутой яркий номер с высокими поддержками и прыжками. Другая пара для свадьбы в Италии выбрала очень интересную композицию с элементами джайва, самого быстрого и энергичного латиноамериканского танца. Они так втянулись, что продолжили у меня заниматься танцами и после свадьбы.
Иногда меня просят поставить танец срочно, буквально за две репетиции, тогда это будут простые движения, а кто-то готовится за полгода и тогда есть возможность сделать маленькое представление, с поддержками и сложными элементами.
Но какой бы танец молодожены ни выбрали, мы обязательно проводим прогон на свадебной площадке в костюмах и обуви, близких по формату к свадебным нарядам, чтобы избежать неприятных накладок. Правда, был случай, когда буквально за пару дней до свадьбы, когда танец уже был отрепетирован, мне в панике позвонил жених: «Выручай, срочно нужен аджарский танец, родня приедет, обидятся, если национального танца не будет». Что делать, поставили за два дня.
Я сама довольно поздно начала танцевать. Родилась в Казахстане, в школу пошла в Германии — папа военный, часто переезжали с места на место. Первая моя профессиональная танцевальная школа была в Смоленске, куда переехали родители, и мне было уже 12 лет. Я оказалась в начинающей группе с шестилетками, что мне совершенно не понравилось, пришлось напрячься и за полгода догнать своих ровесниц. Догнала и перегнала, стала получать призы на турнирах и конкурсах. Довольно быстро стало понятно, что в Смоленске мне некуда расти. Поэтому в 14 лет я переехала в Москву (там уже моя старшая сестра жила), где поступила в лучшую в России школу бальных танцев «Латинский квартал», которую основали многократные чемпионы Сергей Дуванов и Светлана Тверьянович.
Бальные танцы хороши тем, что учат чувствовать свое тело, делают человека универсальным — после них можно танцевать и джаз, и хореографию, и хип-хоп. Это уже были очень серьезные ежедневные занятия, помимо танцев у нас были хореография, гимнастика и легкая атлетика. По выходным — турниры, в том числе и международные.
На все это нужно было много денег, бальные танцы — дорогое удовольствие, поэтому я довольно рано начала сама преподавать, чтобы помочь родителям, сначала учила детей, потом взрослых. После школы поступила в Смоленскую государственную академию физической культуры, спорта и туризма, которая мне помогла разобраться в физиологии человека. Когда ты знаешь механику тела, тебе легче формировать тренировку, понимать, что можно, что нельзя конкретному человеку, как выстраивать долгосрочные программы, кому что больше подходит. Самое главное правило тренера — не навредить, в идеале — помочь, суперзадача — сделать счастливым.
Параллельно с учебой в академии я занималась танцами и получала призовые места в турнирах, в частности на Blackpool Dance Festival — крупнейшем и старейшем международном конкурсе по спортивно-бальным танцам, который проводится ежегодно с 1920 года в английском городе Блэкпул.
Ушла из большого спорта в 21 год, просто не могла сама финансово тянуть, а брать деньги у родных уже было неудобно. К тому времени у меня был солидный опыт постановки свадебных танцев и номеров для различных мероприятий, но хотелось чего-то еще. Я люблю людей, и мне всегда хотелось им помогать стать более здоровыми, красивыми и счастливыми. Поэтому я устроилась в World Class, где мне очень повезло с боссом. Она мне предложила взять не только занятия по танцам, но и попробовать другие направления — у World Class сильная своя школа. Я научилась танцевать стрип, потом пилатес, реформер, отдельно обучалась лицензированному Nike Workout и зумбе (лицензированных тренеров по этим направлениям у нас немного), освоила аэробику и силовые. Чем старше мы становимся, тем больше должно быть в расписании силовых тренировок, которые помогают бороться с естественными процессами старения, такими как снижение синтеза мышечного белка и снижение метаболизма. В идеале в неделю нужно несколько силовых тренировок для мышечного тонуса, можно заменить пилатес более мягкой практикой, кардио или танцами, и обязательно растяжка, стрейч — это суперспособ нормализации нервной системы, гормонального фона. Но что бы вы ни делали, главное — это правильная техника, это залог 80% успеха. Потом на нее можно нанизывать остальное, если знаем базу (в фитнесе это приседания, выпады, пресс), неважно, пилатес это или аэробика, потом можно усложнять до бесконечности. Но эффект будет, только когда фитнес станет образом жизни. Для этого важна регулярность занятий, а не как обычно бывает — купил абонемент, за две недели сделал месячную норму, преодолевая себя, и «забил», потому что психика не может все время быть в напряжении. Чтобы это было в удовольствие, нужно заниматься маленькими порциями.
Пик моей фитнес-карьеры был, когда я была презентером конвенции World Class, то есть тем человеком, который придумывает свои программы и обучает тренеров. Один раз даже провела фитнес-марафон в «Олимпийском» для 400 детей, самой сложной аудитории. Детям, если что-то не понравится, они просто сядут на пол и ничего не станут делать. Мои весело отзанимались до конца и потом даже просили автографы.
Но спортивная карьера отошла на второй план, когда внезапно для самой себя я стала стюардессой — просто откликнулась на объявление о наборе бортпроводников, из чистого любопытства заполнив анкету. И вот уже 11 лет я в авиации — два года отлетала с «Трансаэро», теперь летаю с «Аэрофлотом». Я из тех сумасшедших — Crazy Daisy, кто лучше ночь не поспит, зато осмотрит все достопримечательности на новом месте. Для меня это счастье — видеть новые города, встречать незнакомых людей.
Ну и, конечно, спортивное прошлое и настоящее помогло мне сформулировать ряд правил, которые помогают летать с максимальным комфортом и минимальным вредом для организма. Первое и главное — меньше еды. В идеале вообще ничего в воздухе не есть, так как в полете весь наш организм раздувается и лишняя нагрузка ему ни к чему. Второе — как можно больше воды, и, наконец, при любой возможности двигаться, ходить в проходе, вестибюле, шевелить пальцами рук и ног. Я еще всегда беру с собой в полет «бабушкины» шерстяные носки, чтобы максимально стимулировать кровообращение. И всем брать с собой такие носки советую.
И последнее: когда бы я ни вернулась, сколько бы часов ни провела в полете, я всегда хоть на полчаса иду гулять, чтобы тело восстановилось.
Меня часто спрашивают, когда я открою свою школу танцев, я всегда отвечаю: попозже, когда состарюсь, пока еще не набегалась и не налеталась. Я вольная птица.
Фото: Даниил Овчинников