, 3 мин. на чтение

Почему вы должны меня знать: программный директор фестиваля дебютного кино в Новой Голландии Алексей Артамонов

Я коренной москвич, люблю этот город, но еще больше люблю Петербург, куда по велению сердца переехал шесть лет назад.

И, думаю, уже не вернусь. Образование у меня экономическое, хотя по этой профессии я никогда не работал и уже диплом свой писал по кино, которым увлекался всю жизнь. Параллельно я жадно впитывал все, что связано с культурой: посещал лекции по искусству в РГГУ, ходил туда же на киноклуб к Андрею Шемякину, не пропускал ни одной встречи с режиссерами нового поколения российского авторского кино, возникшего как раз тогда, в нулевые, так называемые новые тихие, ходил на семинары по психоанализу, выставки современного искусства, бесконечные музыкальные концерты — в общем, мне было интересно все. Окончательно определившись с тем, что свою жизнь я хочу связать с кино, я долго думал, где получать второе образование. Не удовлетворившись ни одним из доступных в Москве вариантов, я очень сильно воодушевился, познакомившись с Дмитрием Мамулией и узнав о планах организовать Московскую школу нового кино. Я поступил туда в первый же год, и это, думаю, многое определило.

Я всю жизнь смотрел кино — на VHS, по телику, в кинотеатре. Моя первая работа — продавец в киномагазине (чудесное, кстати, было место — «Мир кино» на Маросейке, главный синефильский магазин в городе). И в какой-то момент моя девушка меня сподвигла поучаствовать в конкурсе читательских рецензий на сайте Openspace.ru. Так был опубликован мой первый текст, ну а дальше закрутилось.
Сейчас я программный директор Международного фестиваля дебютного кино в Новой Голландии. Идея фестиваля принадлежит Новой Голландии, которая на протяжении всей своей новейшей истории давала платформу молодым — музыкантам, художникам, дизайнерам. И абсолютно логичным кажется, что именно здесь возник такой кинофестиваль. Поддержка смелого и инновационного кино полностью укладывается в тот культурный вектор, который Новая Голландия развивает многие годы.

Дерзкое, свежее, независимое — именно такое дебютное кино привлекает внимание и любят зрители. И именно такое кино поддерживает и продвигает фестиваль. Нам важно показать, каким разным может быть кинематограф сегодня, какие темы он затрагивает, что беспокоит молодых авторов. Ну и, конечно, мы ценим эксперимент, а кто, как не дебютанты, делает что-то вопреки устоявшимся традициям? Многое из того, что сегодня стало привычной нормой, когда-то было дерзким вызовом, брошенным общественному вкусу молодыми режиссерами (тут можно вспомнить и Дали с Бунюэлем, и Годара, и новое немецкое кино — список можно продолжать). Мы смотрим в завтрашний день и пытаемся расслышать его уже сегодня.

Мы совсем новый фестиваль, а делать что-то с нуля всегда тяжело. Все приходится изобретать заново, от концепции до исполнения. Особенно сложно делать что-то в новую ковидную эпоху, когда правила меняются каждый день и нет никакой уверенности в завтрашнем дне. Оба наших полноценных фестиваля с конкурсными программами и международным жюри выпали на пандемию, переобуваться приходилось на ходу. Конечно, это большой стресс и вызов для всей команды. Изначально фестиваль должен был пройти летом, но нам пришлось его перенести. Однако, несмотря на это, нам все же удалось сохранить команду, привезти множество режиссеров из России и из-за рубежа. Любой фестиваль — это сложно организованный живой организм, который невозможно полностью перенести в онлайн. Это большая радость и гордость, что нам удалось сохранить его в том формате, в котором он был задуман.

Конечно, центральная часть любого фестиваля — это конкурсная программа. В этом году она получилась очень сильной и разнообразной: в ней призеры и участники Берлинале, «Сандэнса», Роттердама, Visions du Reel и FID Marseille. Каждый из этих фильмов достоин пристального внимания. Особого упоминания заслуживают фильмы открытия и закрытия фестиваля, оба участвовали в «Двухнедельнике режиссеров» Каннского кинофестиваля — «Футура» Пьетро Марчелло, Франческо Мунци и Аличе Рорвахер и «Сувенир. Часть 2» Джоанны Хогг с Тильдой Суинтон и ее дочерью Онор Суинтон-Бирн, на разные лады рассказывающие о проблемах молодых людей. Есть среди специальных показов и безусловные документальные хиты, как, например, фильм мэтра неигрового кино Фредерика Уайзмана «Мэрия», названный журналом Cahiers du Cinema лучшим фильмом 2020 года и посвященный закулисью работы бостонской мэрии (программа «Как жить вместе»). Будут в Петербурге и премьеры фильмов из программы последнего Венецианского кинофестиваля: это спродюсированный Александром Роднянским фильм Владимира Битокова «Мама, я дома» с Ксенией Раппопорт и Юрой Борисовым в главных ролях и экспериментальный дебют о буднях кладмена «Обходные пути» Екатерины Селенкиной, получивший приз Венецианской «Недели критики». Часть этих фильмов будет показана на московском «Эхе фестиваля», которое пройдет с 14 по 18 октября в кинотеатрах «Художественный», ЦДК и «Иллюзион», 0 чем будет объявлено на нашем сайте чуть позже.

Чтобы фестиваль жил, он должен развиваться. А чтобы жило дебютное кино, нужно поддерживать молодые таланты. Важнейшим событием этого года для нас стал запуск Kinolaboratoria совместно с «Hennessy Перспективы» — проекта по поддержке независимого кино и молодых режиссеров, продюсеров и сценаристов, чьи проекты находятся на стадии разработки и имеют фестивальный потенциал. Уже в этом году три из отобранных проектов получат по решению международного жюри деньги на дальнейшее развитие и реализацию. В будущем, конечно, мы планируем расширять этот проект и не ограничиваться коротким метром. И, само собой, будем и дальше знакомить зрителей с самыми интересными, необычными и радикальными работами дебютантов из России и со всего мира.

Фото: предоставлено PR-службой проекта «Новая Голландия: культурная урбанизация»