Ирина Иванова

Почему вы должны меня знать: руководитель киностудии Московского планетария Тамара Столбова

6 мин. на чтение

Я родилась и выросла в Черемушках, в уютном уголке на юго-западе Москвы. Ходила в обычную школу, но в необычный, экспериментальный музыкально-театральный класс.

Сначала меня туда не взяли — шестилетка не прошла по возрасту. Но каждый день, сидя за партой, я чувствовала, что мое место не здесь, а в соседнем кабинете, с театралами. Поэтому в один прекрасный день, где-то в середине 1-го класса, на одной из перемен я просто встала и пошла прямиком в кабинет директора. «Переведите меня в 1-й “А”, пожалуйста». Как все это удалось провернуть чисто технически, я не знаю, но буквально со следующего дня к стандартному набору школьных предметов в мое расписание добавились такие интересности, как сценречь, инструмент, хор, актерское мастерство, сольфеджио и, конечно, репетиции. У меня был великолепный первый режиссер, я до сих пор с трепетом вспоминаю его энергию, талант и неимоверную отдачу. Мы ставили детские музыкальные спектакли, нашим «домашним» театром был театр им. Натальи Сац на Университете. Ближе к старшей школе доросли и до Шекспира, но к тому моменту я уже хорошенько устала от музыкалки, поэтому роль Пэка из «Сна в летнюю ночь» стала завершающей в моей театральной «карьере».

О том, куда мне поступать, я задумалась только в начале 11-го класса. В архитектурный готовиться было уже поздно. Как медалист и олимпиадник я могла пойти на иняз МГУ, но перспектива провести шесть лет среди девчонок меня как-то не радовала. «Ты выбираешь не столько профессию, сколько место, где проведешь лучшие годы своей жизни», — говорила мама. Поэтому по совету учительницы информатики я обратила внимание на факультет компьютерных технологий МЭСИ, что в Очаково-Матвеевском. На тот момент это было одно из самых сильных мест, где учили программистов. Там было много молодых прогрессивных преподавателей и реальной практики. Выбирая вуз, мне отчего-то хотелось, чтоб учиться было по-настоящему сложно, хотелось побыть троечницей, тянуться за сильнейшими. Никогда не забуду тот день, когда узнала, что прошла на бюджет, тот автобус домой с видом на МГУ и себя в совершенно щенячьем восторге. В голове вертелось: «Ну, здравствуйте, лучшие годы моей жизни!» (как выяснилось, студенчеством они не заканчиваются, а чем заканчиваются, я пока не знаю).

Студенческие годы были насыщенными: многочисленные новые друзья, спортивные выезды два раза в год, увлечение пленочной фотографией и видеосъемками. Обучение на программиста шло параллельно, учеба среди светлейших технических умов действительно давалась непросто, но дело все равно окончилось красным дипломом. И написан он был не где-нибудь, а в самом космическом месте Москвы.

Программирование само по себе процесс, конечно, увлекательный, но кодинг ради кодинга меня как-то не вдохновлял, поэтому для диплома я искала интересную прикладную задачу с осязаемым результатом. Найти ее мне помог один из моих любимых преподавателей. По совместительству он был IT-директором в тогда еще закрытом Московском планетарии. Планетарий закрылся на реконструкцию, когда мне было 3 года, я никогда даже и не знала о его существовании. Первым делом мы вместе поехали посмотреть на это удивительное место. Снаружи — огромный купол в форме яйца, а внутри — множество разных хитроумных коридоров, перекрытий и пространств — и все в бетоне. Казалось, мы были совершенно одни в этом большом загадочном здании. Внутри было пыльно и пустынно: все сотрудники планетария тогда работали в арендованном офисе на метро «Варшавская». «Уверен, что, когда закончится реконструкция, здесь все будет цифровым и сферическим. Мне кажется, на этом можно сделать диплом», — сказал преподаватель. Обходя покрытые мраком складские богатства, вслед за чучелом какого-то волка, явно залетевшего сюда из расположенного по соседству зоопарка, мы наткнулись на прозрачную полусферу примерно метр диаметром. «Наверное, это половинка какого-нибудь бывшего аквариума, — сказал мой будущий научный руководитель. — Вот тебе и купол для тестов!»

С этого момента меня было уже не остановить. Мне сделали студенческий пропуск на время написания дипломной работы, и вскоре я приехала красить свой экспериментальный купол белой краской. Затем раздобыла обычный офисный проектор, и скучная работа программиста заиграла новыми красками.

Придуманный мной софт был призван помогать будущим лекторам нового цифрового планетария готовить свои материалы для проецирования на купол. Иными словами, он преобразовывал прямоугольные картинки в купольные. Математическую модель мне помогал разрабатывать один из моих талантливых одногруппников: без него я бы не справилась с матчастью. Диплом и правда получился интересным, мне было легко и радостно идти на его защиту. Вскоре он попал в руки тогдашнего технического директора планетария, человека невероятного ума, и он предложил мне место инженера-программиста в техотделе планетария. Это была моя первая «взрослая» работа.

Следующий год прошел фактически на стройплощадке, бок о бок со множеством иностранных коллег-подрядчиков самого разного рода. Техотдел участвовал во всех стадиях работы, от ведения переговоров до прокладывания кабелей. Это был поистине уникальный опыт, ведь проекты такого масштаба сами по себе редкость. По каждому сданному объекту мы проходили обучение у специалистов из Германии, Великобритании, США, Австралии, которые то и дело сменяли друг друга, завершая одну за другой стадии установки оборудования. Световые, звуковые, проекционные системы, сервера управления и программное обеспечение к ним — в обновленном планетарии все проектировалось и внедрялось с нуля. Так, в 2011 году я стала единственным в России программистом единственного в России оптоволоконного проектора звездного неба Universarium M9, который и сейчас стоит в центре Большого звездного зала. Навык, мягко говоря, узкоспециализированный, мало где еще применимый, зато занятие почетное и неординарное. Я погрузилась в новый для себя мир астрономии и астронавигации. Втроем, вместе с научным директором Фаиной Рублевой и звукорежиссером Юрой, мы днями напролет сидели под черным звездным небом планетария и творили красоту. В этом процессе мне пригодились, кажется, все имевшиеся у меня на тот момент навыки. Театральное прошлое помогало чувствовать режиссуру — не зря планетарий раньше называли оптическим театром. Твоя сцена — это огромный купольный экран над головами зрителей, где разворачивается настоящее космическое представление, есть здесь и актеры, и смыслы, и свои драматургические инструменты. Это очень необычный жанр, и работать в нем невероятно интересно. С 2017 года я перешла на должность режиссера-постановщика.

Сегодня, спустя много лет, созданием полнокупольного контента занимается уже не техотдел, а целое самостоятельное подразделение планетария, которое я имею честь возглавлять, — Студия кинопроизводства. Ее создание в 2021 году было естественным этапом развития. За десять лет работы наша маленькая команда технарей освоилась в анимационной индустрии и превратилась в профессиональную студию компьютерной графики. Мы шагнули гораздо дальше, чем производство собственных звездных программ — мы научились делать полнокупольное кино! Со временем наши фильмы стали пользоваться спросом и в других планетариях, как в РФ, так и за рубежом, и на сегодняшний день задают довольно высокую планку качества. Мы занимаем призовые места на фестивалях, дважды получали Всероссийскую премию «За верность науке», а в 2022 году выпустили первый в России полнокупольный фильм в разрешении 8К. Студия по-прежнему продолжает создавать гибридные звездные программы (где цифровая проекция сочетается с оптоволоконной картиной звездного неба), а также производит самый разный мультимедиаконтент под собственные задачи планетария: мероприятия, научные кружки и другие направления деятельности. В Московский планетарий в среднем приходят 2,5 тыс. человек ежедневно! Иметь собственную площадку для проката с такой посещаемостью — бесценно.

Наша киностудия — это продакшн полного цикла. Мы самостоятельно обеспечиваем все стадии производства, от написания киносценариев и создания 3D-анимации любого уровня сложности до профессионального постпродакшна, дикторского озвучивания, сведения музыки и саунд-дизайна в формате 5.1, создания киноафиш и запуска фильмов в прокат. И все это под строгим присмотром научных консультантов, которых мы очень тщательно подбираем под каждый новый проект. Делать востребованное, зрелищное, наполненное смыслом научно-популярное кино на высшем уровне научной достоверности — наша основная миссия!

Ну а главный залог успеха — это, конечно, сплоченная команда единомышленников. За последние три года штат студии вырос до десяти постоянных сотрудников, плюс примерно столько же специалистов работают на проектной основе. Индустрия научного (а тем более полнокупольного) кино весьма специфична и требует узких знаний и навыков. И приобретаются они по большей части в процессе работы. Поэтому команда студии — это коллектив уникальных специалистов, выросших в стенах планетария, умело владеющих своим ремеслом и хорошо понимающих друг друга. Помимо творческой работы есть много административных и организационных задач. В нашей команде функционал часто пересекается: скажем, один из художников широкого профиля может одновременно выступать на проекте как сценарист или второй режиссер, супервайзер компьютерной графики — выполнять функции технического художника, а режиссер занимается в том числе и продюсированием. Мне кажется, главное, чтобы все чувствовали себя органично в своей роли и не теряли мотивацию, ведь проекты такого уровня, которого мы достигли сегодня, требуют серьезной самоотдачи.

В каталоге фильмов нашего производства на сегодняшний день семь полнокупольных и один широкоформатный стереофильм со спецэффектами (для 4D-кинотеатров). В этом году мы также выпустили свой первый анимационный фильм, выйдя таким образом на рынок дошкольного контента и открыв для себя новую, малышовую аудиторию. Это направление сейчас увлекает меня больше всего, я вижу там большой потенциал, и в эту сторону мне хочется развиваться в ближайшей перспективе. Планирую прокачаться в персонажной анимации и выступать в дальнейшем уже не только в роли режиссера и креативного продюсера, но и аниматора. В общем, программист на сегодняшний день я примерно никакой. Отстать на 15 лет в таком деле означает отстать навсегда. Но программирование научило меня системному, структурному мышлению — и вот это по-настоящему полезный скилл. Да, я не стала кодером восьмидесятого уровня, зато у меня самая классная киностудия. Здесь моя душа и мое призвание.

Да, забыла главное! Премьера трех наших новых фильмов состоится на Московском международном фестивале научного кино, который пройдет в планетарии с 7 по 10 ноября! Это «Главное чудо Вселенной», «Эволюция Земли» и «Планеты Солнечной системы». Каждый из этих проектов — результат огромного труда всей команды, и в каждом из них я как режиссер оставила частичку себя.

Фото: предоставлено пресс-службой

Подписаться:
'); $(this).attr('style', 'display: none !important'); } }); console.log('banners:' + banners); console.log('hbanners:' + hbanners); }); -->