Почему вы должны меня знать: шеф-повар ресторана «Fish Культура» Анатолий Деренчук
Я — последний ленинградец. Родился в Ленинграде в марте 1991 года, буквально накануне того дня, когда город переименовали.
И я всегда знал, что буду поваром. С детства любил готовить, на все домашние праздники я выдумывал необычные подачи оливье и селедки под шубой, вечно крутился под ногами на кухне.
Папа, коренной ленинградец, работал на стройке. Я часто ему помогал — смутно помню какие-то инструменты, которые надо было носить. Но стройка не оставила сильных впечатлений. Мама работает на госслужбе, в Пенсионном фонде. И она, скажу честно, у меня не очень готовит — не любит, да и получается у нее не всегда вкусно. В моем детстве дома, для меня и сестры с братом, чаще готовили папа и бабушка. Да, бабушка — это самые первые и самые яркие гастрономические воспоминания, потому что на все лето меня отправляли с ней на дачу в Тульскую область, где мы готовили в русской печи. Не знаю, как правильно эту печь описать — она не была русской в традиционном понимании, у нее не было зева, но она была кирпичная и исправно жарила и варила. Эту печь бабушка сложила сама. Наша семья не была богатой, и чтобы три месяца прожить на даче, надо было там и выращивать овощи, и самим готовить. Мы делали компоты, настойки, пекли яблоки, вялили грибы. Все время ходили в лес за ягодами и грибами.
Еще у бабушки была подруга, страстная поклонница классической музыки, преподаватель, и мы часто ходили втроем на концерты виолончели. В школе у меня не было ни одного свободного дня — каждый день были дополнительные занятия. Я никогда не гулял на улице. Вообще. Зато разряд по шахматам, бальным танцам, восемь лет занятий тайским боксом и баскетболом.
В школе я тоже любил готовить — в пятом-седьмом классах на уроках труда старался доделать все деревянные поделки, которые отводились мальчикам, и бежал к девочкам, чтобы резать бутерброды. Эти бутерброды учительница красиво называла «канапе», но сейчас я понимаю, что они больше были тапасами. После девятого класса мама хотела отдать меня в юридический колледж, где у нее были знакомые. Все как обычно: идем туда, где деканом работает тетя. Но я решил посвятить жизнь кухне. Да и кулинарный колледж был ближе к дому. Немаловажный факт.
Первую практику в колледже я проходил в настоящем ресторане. Чистил овощи, перебирал зелень, помогал мыть посуду. Никогда не забуду свои эмоции, когда первый раз попал на вечерний сервис. Все работало как часы четко и слаженно. Тогда я принял свое осознанное решение — стать дирижером на кухне.
Первый раз шеф-поваром я стал в 18 лет, в ресторане на Гороховой улице — проект назывался «Картофель с грибами». Мы готовили бельгийский стритфуд — запеченный картофель, побольше сыра и побольше сливок. Все очень просто. В 18 лет мне казалось, что для меня это вышка. Я гордился ужасно! Работал и шефом, и влезал в работу бара — придумал настойку «Тимьян с брусникой», которой очень гордился. Я пришел работать туда поваром, но шеф неожиданно запил, и меня поставили на его место. Но я быстро ушел: как-то после своих выходных обнаружил в холодильниках ресторана просроченную продукцию, которую владелица ресторана покупала в сетевых магазинах по скидке.
В Санкт-Петербурге я прошел немало ресторанов, пока в 2018-м не принял решение перебраться в Москву. Первым моим московским опытом был загородный ресторан «Шале» с огромной территорией, двухэтажной кухней. Чувствовал себя как рыба в воде, но понимал, какая ответственность на мне лежит. Много ходил по московским ресторанам, для того чтобы понять разницу между московской и питерской публикой. Обзавелся новыми друзьями и знакомствами, конечно, московская кулинарная тусовка меня затянула. Поступило предложение от ресторана в центре Москвы, а дальше я сам выбирал для себя самые модные и нашумевшие проекты от мала до велика: «Сахалин», «Техникум», «Де Марко», «Шале», Remy Kitchen Bakery, «Мясо & Рыба», «Рыбный базар».
За 16 лет работы было только четыре заведения, где я отработал больше года. Мне почти всегда было мало пространства, мне казалось, что меня что-то душит. Да, я много выпендривался, но сейчас не жалею об этом. С 20 лет я менял огромное количество ресторанов в год, рекорд — 40 заведений за 52 недели. Конечно, мы говорим не про работу шеф-повара, а про сотрудничество той или иной степени погруженности.
Несколько раз ездил стажироваться — по месяцу отучился в Испании и Франции. Это, конечно, дало определенный толчок.
Я работал в кейтеринговой компании, которая сотрудничала с крупнейшими российскими выставками. Ездил с ними во Владивосток, в Сочи, в Санкт-Петербург. Работал в ресторане «Южный», кормил министров и прочих важных чиновников.
Большинство знает меня как финалиста «Адской кухни». Первый раз попал туда в 2020 году. Затем меня пригласили еще раз. И в «Битве шефов» я тоже участвовал.
В одном из ресторанов я познакомился со своей женой Адой. Она работала в зале, а не на кухне, так что мы сразу оказались по разные стороны баррикад. Как два сумасшедших фаната своей работы, мы от заката до рассвета спорили, ругались, придумывали новые фишки. С тех пор мы не расстаемся ни как пара, ни как коллеги. Это нереально круто — делать любимое дело с любимым человеком. Сейчас мы вместе работаем в ресторанах «Fish Культура».
Автор «Fish Культура» ресторатор Илья Биниаминов дал нам с женой все возможности, поверил в нас. В «Fish Культура» я вкладываю всего себя, все свои идеи. Выстроил кухню по своему проекту, лично закупаю утварь, собрал команду, где каждый из поваров некогда мой ученик и у нас идеальное взаимопонимание. Через полгода после открытия «Fish Культура» получила ресторанную «Серебряную пальмовую ветвь», мы постоянные номинанты и участники всех главных кулинарных фестивалей Москвы. Считаю, что мы сделали что-то грандиозное, это именно то, что было в моих детских мечтах. Сейчас, стоя на своей раздаче, каждый вечер я получаю сумасшедшую положительную обратную связь, улыбки гостей, крепкие рукопожатия. Мои мечты сбываются.
Фото: из личного архива Анатолия Деренчука