Кирилл Жижкевич

Почему вы должны меня знать: сооснователь частной космической компании SR Data Игорь Кожелин

4 мин. на чтение

Родился я в Москве. С детства отличался любознательностью: интересовался космосом, мечтал стать инженером-проектировщиком космического корабля. Посещал местный Дворец творчества детей и молодежи, где участвовал в конкурсах в духе «придумай город или транспорт будущего». Неудивительно, что я увлекался сериалами «Квантовый скачок» и Star Trek, но космонавтом быть никогда не хотел.

В школе во втором классе ребята, с которыми я учился, мне объяснили, что на космосе денег не заработаешь. «Игорь, наши родители говорят, что надо работать экономистом или юристом, и тогда успех обеспечен», — убеждали одноклассники. С этой мыслью я доучился до десятого класса, когда нужно было выбирать институт и будущую профессию. А я не мог понять, куда поступать, потому что мне все было интересно. Подумав, решил идти учиться на самую сложную профессию, какую смогу выбрать. Освоив ее, я мог бы потом заниматься чем угодно. В итоге поступил в МАИ на аэрокосмический факультет. И там история повторилась — мои одногруппники сказали: «Игорь, инженеры не зарабатывают. Ты вроде умный. Занимайся более выгодным для себя делом». Так вместо научной я пошел в общественную и политическую деятельность.

Взаимодействовал с различными политическими партиями, стажировался в правительстве Москвы, был председателем профсоюза аэрокосмического факультета. В какой-то момент стал создавать свои проекты: сначала общественные, социальные, а потом и коммерческие. И в этот период я познакомился с Олегом Мансуровым, который тогда запускал проект «Преактум» по продвижению молодежного предпринимательства. Мы стали работать вместе и за год добились больших результатов: смогли создать 420 технологических стартапов в сотрудничестве с 125 университетами. После наши пути с Олегом разошлись: он пошел создавать IT-компанию, я занялся венчурным бизнесом.

С 2018 года совместно с партнерами начал делать акселерационный проект «Физтех.старт», который впоследствии превратился в компанию Startech.vc. По сути мы развивали инновации в России — помогали другим молодым компаниям превращаться в крупных игроков технологического рынка. А в 2020 году мне стало скучно, захотелось сделать нечто свое, так сказать, переплюнуть самого себя. И тут на горизонте вновь появился Олег Мансуров, который предложил вместе создать частную космическую компанию. Поначалу я отнесся скептически к этой истории, ведь мне не раз уже говорили, что в космосе денег нет. Однако, изучив аналитику, я понял, что на самом деле спрос на космические услуги в России растет, а предпринимателей в этой сфере немного. К тому же в законодательстве РФ пошли послабления, и получить космическую лицензию стало легче. Появилось окно возможностей, и я подумал о предложении Олега: «Почему бы и нет?» И в итоге — спойлер — у нас все получилось.

Конечно, потребовались большие деньги. Выручили прежние связи — среди наших друзей, с которыми мы давно работали, были рублевые и долларовые миллионеры и миллиардеры. То есть у нас имелись прямые выходы на надежных и уверенных в нас инвесторов. Получив на старт средства и пригласив классных специалистов, мы начали.

Что мы собирались делать? Получать из космоса различные данные, анализировать их и предлагать потребителю. Но чтобы получить эти данные, нужны спутники, а спутники поднимают в космос ракеты. За полгода нам удалось собрать двигатель и 10 апреля 2021 года осуществить пробный пуск ракеты, а в декабре этого же года — запустить следующую версию ракеты. Мы шли поэтапно, завершая каждый задуманный проект, по итогам которого получали следующий раунд инвестиций. Конечно, не обходилось без потрясений. В январе 2022 года мы договорились о привлечении большого количества денег на развитие холдинга. Прошли все экспертизы и оценки и в конце февраля должны были подписывать документы. Но с началом СВО инвесторы, которые сотрудничали с европейскими и американскими компаниями, не смогли нас поддержать, потому что их собственные дела оказались в тяжелом состоянии. В итоге мы чуть не закрылись. Мы спаслись и даже выросли благодаря тому, что ориентировались на российский рынок, имели свои оригинальные сервисы и оборудование, а возможных партнеров видели среди стран БРИКС. (Тот же Китай сейчас является сильным конкурентом США в космической отрасли.)

За короткий срок наш проект вырос в холдинг SR Space, в который входит несколько компаний, занимающихся производством космических ракет, спутников, БПЛА (дронов). Я возглавляю компанию SR Data, работающую с геопространственными данными. Например, с полученными из космоса снимками. Пока используем партнерские спутники, но в конце 2024 года планируем вывести на орбиту собственные. Наша миссия состоит в том, чтобы обеспечить государство, общество и бизнес достоверной информацией о состоянии, структуре и динамике объектов, процессов и явлений, происходящих в любой точке Земли. Мы можем находить незаконные постройки и свалки, мониторить чистоту воздуха, видеть в динамике развитие города или региона. Если говорить о загрязнении воздуха, то в Москве эти данные фиксируют датчики с Земли. Но, используя спутник, мы можем выявить причину этого загрязнения, которая могла возникнуть далеко за пределами города.

Также мы ведем популяризаторскую деятельность. Большинство людей плохо понимают, что такое космические технологии. За пределы информации о том, кто такой Гагарин, знания не распространяются. А на самом деле спутники сейчас могут проектировать школьники и студенты! Поэтому я с коллегами охотно выступаю в школах, вузах, участвую в передачах и подкастах, связанных с бизнес- и космической тематикой. Кроме того, делаем спецпроекты. Для привлечения внимания к компании мы выпустили капсульную NFT-коллекцию в блокчейне TON — своеобразный гид по возможностям SR Space на Земле и в космосе. А в 2022 году сотрудничали с Анной Романовской, экс-участницей Cream Soda. В интро ее дебютного мини-альбома «Читается как Анна» был интегрирован звук запуска первого прототипа суборбитальной ракеты SR Space.

Нас часто спрашивают, зачем мы так часто выступаем и рассказываем о космических технологиях. Ответ простой: мир изменился, и пользоваться данными из космоса стало доступно и выгодно. Рынок должен об этом знать.

Фото: из личного архива Игоря Кожелина

Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru

Подписаться: