Я родился в СССР в обычной семье. В 1989 году поступил в Высшее инженерное морское училище, но по профессии работать не стал, так как в начале 1990-х пароходства стали распадаться, суда в разных странах стояли арестованные на рейдах, зарплаты экипажам не выплачивались.
Тогда занялся коммерцией — возил товары из разных стран, от Турции до Кореи. В какой-то момент друзья предложили продавать дорогие итальянские костюмы — сначала со складов в Москве, потом уже от самого производителя в Италии, дела шли хорошо.
Частые поездки по миру расширяли мои горизонты. Однажды во время отдыха на Кипре я проголодался после дискотеки, и на глаза попался местный запеченный картофель, в который чайными ложками клали овощи. В голове промелькнула мысль: если у нас не пойдут продажи с костюмами, можно попробовать эту идею у нас на родине. На самом деле печеный картофель как гарнир есть во многих странах мира, позднее аналог кипрского картофеля я потом неоднократно встречал в Стамбуле.
В 1996 году в России случился кризис, спрос на дорогие костюмы быстро падал, а с ним уменьшалась и прибыль от нашего бизнеса. Ассортимент сократился в сотни раз — толстый каталог журнала «Товары и цены» превратился в тонкую газету. Тогда мне вспомнилась идея с тем самым картофелем, и я стал постоянно об этом думать.
Чтобы запустить новый бизнес, надо было найти партнера — я начал со знакомых. То ли мое предложение звучало неубедительно, то ли время не располагало к рискованным шагам, но поиски партнеров затянулись. Все просили бизнес-план. Но и тут не вышло: так как у меня не было такого опыта, я получал отказ за отказом.
Я почти отчаялся с этой идеей. Но тут ко мне подошел мой близкий друг Андрей Конончук и попросил еще раз подробно объяснить суть проекта. Он увидел мой напор, выслушал меня и поверил в идею. После чего было принято решение срочно лететь в Стамбул.
Андрею понравилась концепция, он сразу сказал: мы будем строить империю. Я же считал это слово напыщенным и не видел в бизнесе с картошкой таких перспектив — для меня тогда главной задачей было заработать денег для семьи.
Нам понадобилось ровно девять месяцев для рождения этого «ребенка», и 26 августа 1998 года мы открыли первую точку на Динамо в формате автобуфета (по-современному фудтрак). Мы выбрали именно этот формат, потому что на тот момент не могли позволить себе полноценное кафе, а торговых центров еще не было. Мне пришлось лично лететь на завод МАЗ в Минск и дорабатывать с главным инженером готовую модель автобуфета под нас. Денег хватило на постройку всего двух фудтраков.
Первыми продавцами в будущей «Крошке Картошке» стали наши жены, Екатерина и Лариса. Чтобы понять, как в целом работает подобный бизнес, мы отправили их на месяц работать в сеть автобуфетов Steff Houlberg (сегодня Stardogs). Благодаря этому мы научились правильно вести учет, следить за качеством продукции и получили первый опыт работы в фастфуде. Все наполнители мы разрабатывали дома — почти каждый день приглашали друзей и знакомых, пекли картофель, изобретали разные наполнители и совместно пробовали их. Таким образом мы выбрали первые восемь наполнителей, четыре из которых стали легендарными — крабовый, брынза с укропом, деревенский, сосиски в горчичном соусе.
Дальше нужно было сформировать бренд. Дизайнера нашли по объявлению, кстати, после работы с нами он делал проекты и для многих наших коллег по цеху. Для разработки названия привлекли креативщика: он предложил около 25 неймов, связанных с картофелем: «Картофелия», «Картофельный Папа», «Картошкин Дом» и т. д. На наших «кухонных» опросах с отрывом победила «Крошка Картошка».
Мы были уже готовы открыться, но возникла проблема: нам никак не разрешали поставить фудтрак на улицах города. Поиски места тянулись, пока наша команда наконец не получила зеленый свет на установку автобуфета у метро «Динамо». Открылись мы 26 августа 1998 года, через полторы недели после первого дефолта, но назад дороги уже не было, пришлось корректировать планы. Экономическая ситуация тогда сильно усложнила развитие бизнеса: мы могли продавать колу за 7 рублей, а на следующий день на рынке покупать ее уже за 15, приходилось проявлять гибкость.
Аренда места для фудтрака обходилась в баснословные 400 долларов в неделю, и первое время мы работали в минус. Пока однажды, месяца через два или три, наши жены не принесли нам визитку замглавы управы Тверского района города Москвы — попробовав один раз нашу картошку, он решил, что хочет, чтобы такой современный фастфуд стоял в городе и радовал москвичей. С этого и началось наше развитие по всей Москве — нас заметили и поддержали другие управы.
Первый год стал самым сложным — у нас не было производства, картошку мы с женами отбирали и мыли самостоятельно, все сами готовили. При этом всегда покупали продукты самого лучшего качества.
С первого дня к нам приходили друзья и знакомые с просьбой продать франшизу. Но я человек очень осторожный, боялся, что кто-то с большими финансовыми ресурсами и доступом к медиа скопирует продукт и запустит новый, более мощный бренд. Андрей не поддержал мои опасения и сказал, что бояться не нужно, наоборот, это поможет нам быстрее развиваться. В итоге мы приняли решение о запуске франшизы с нашими друзьями. Появился алгоритм: мы строили два автобуфета для франчайзи и один для нас. На протяжении нескольких лет у нас сформировался пул из восьми надежных партнеров — мы очень тщательно подходили к их отбору. Сейчас мы создали франшизу для более широкого круга.
Несмотря на то что все эти годы бизнес развивался, лет пять назад мы поняли, что рынок стагнирует — и мы вместе с ним. К изменениям подтолкнула, как ни странно, пандемия 2020 года: мы резко поняли, что пришла пора меняться. В 2021 году обновилась наша управленческая команда, которая уже много сделала для «Крошки Картошки»: в плане доставки, цифровизации компании, скорости реакций, технологических решений. Но главные изменения нас еще ждут: например, хотим превратить 250 текущих точек в 1000 в ближайшие три-четыре года.
Я люблю нашу традиционную картошку — теплую и сытную. Но сегодня мы хотим, чтобы картофель не только ассоциировался с лагерем и костром, а был частью нашего лайфстайла, встраивался в любую городскую рутину. Поэтому мы создаем новые, еще более удобные и уникальные продукты, от салатов и супов до новинок — печеного мэша, пататы и гриль-чиза.
Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru.
Фото: Дима Жаров