Диана Дорофеева

Почему вы должны меня знать: соосновательница сервиса по спасению еды «Фудшеринг» Александра Кумпан

3 мин. на чтение

Я родилась и выросла в Москве. Училась в физико-математическом лицее при МИФИ. Окончила Всероссийскую академию внешней торговли и получила диплом экономиста-международника.

С самого начала обучения в академии меня интересовали новые экономические модели, которые появились с развитием интернета и технологий. Среди прочего это экономика совместного потребления, или шеринг-экономика. Именно с этой темой была связана моя дипломная работа — я анализировала рынок краткосрочной аренды жилья в России.

Когда я искала материалы к своей работе, наткнулась на исследовательский центр — «ТИАР-Центр», который выпускал обзоры российского шеринг-рынка. Познакомилась с ребятами и осталась у них работать. Одним из первых наших совместных проектов стало исследование о проблеме нерационального использования продовольствия, в рамках которого мы впервые подсчитали, что ежегодно в России образуется порядка 17 млн тонн пищевых отходов на этапе реализации и конечного потребления. Кроме того, мы проанализировали фудшеринг как модель рационального использования продуктов питания, разобрали разные форматы и модели. Цифры и данные из этого исследования широко цитируются до сих пор, а ЮНЕП (программа ООН по окружающей среде) опирается на него в качестве статистики по России в своем докладе об индексе пищевых отходов за 2021 год.

За время подготовки исследования я подробно изучила проблему нерационального использования продуктов питания. Сложно представить, но ежедневно в каждом кафе, магазине, ресторане, на производстве выбрасывается колоссальное количество еды. Часто она еще пригодна для употребления и не потеряла в качестве на момент, когда ее выбросили. В том числе это связано с высоким уровнем конкуренции и сложностью прогнозирования спроса. Например, локальная пекарня обновляет витрину с хлебом и выпечкой ежедневно, поскольку к ним приходят за самым свежим. Она не оставляет на прилавке ничего на следующий день, хотя стандартный срок годности хлеба — трое суток. Такие продукты можно и нужно использовать по своему прямому назначению — в рационе питания человека. Один из инструментов распределения пригодных для употребления продуктов — это как раз фудшеринг.

При подготовке исследования я познакомилась со всеми участниками фудшеринг-рынка, которые были тогда в России. Таким образом я узнала и Анну Успенскую, основательницу волонтерского движения «Фудшеринг. Москва». Мы стали общаться и в 2021 году на базе движения создали некоммерческую организацию АНО «Фудшеринг». Это экологический сервис по спасению еды. Наша основная задача — не дать пригодной для употребления еде отправиться на свалку. Мы B2C-проект: подхватываем продукты, которые не успевают реализовать магазины у дома, кафе, пекарни, и распределяем среди людей. В этом нам в Москве помогают более 350 активных и ответственных волонтеров, они ежедневно забирают и распределяют продукты. В 2023 году общими усилиями нам удалось спасти более 100 тонн пригодных продуктов, которые мы распределили среди 5 тыс. человек.

Фудшеринг — это относительно новое явление в России. По сути, он развивается в нашей стране лишь последние 10 лет. Долгое время фудшеринг-сервисами пользовались малые и средние предприниматели — локальные кафе, несетевые магазины и т. д. В 2022 году произошел большой сдвиг — к фудшеринг-сервисам стали подключаться крупнейшие федеральные торговые сети, например X5 Group («Пятерочка», «Перекресток»), «ВкусВилл». Это радикально трансформировало рынок и сделало фудшеринг нормальным инструментом по предотвращению пищевых отходов.

Вместе с тем для развития и масштабирования фудшеринга существует ряд барьеров, один из которых налоговый. Крупные компании, бесплатно передающие продукты фудшеринг-сервисам, вынуждены при этом платить НДС до 20% от стоимости товара. Если же еда направляется на свалку, такой обязанности не возникает. В результате организация фудшеринга обходится компаниям в 2–3,5 раза дороже, чем выбрасывание еды. Стоит отметить, что этот барьер не распространяется на малый и средний бизнес, который пользуется упрощенной системой налогообложения, а также на ресторанную сферу, освобожденную от уплаты НДС.

Кроме того, фудшеринг часто воспринимается как благотворительность. Хотя на самом деле это элемент экономики замкнутого цикла и способ рационально использовать продукты, которые оказались не востребованы по какой-то причине. По сути, это новая модель, позволяющая сохранять ценные ресурсы, уже вовлеченные в экономику. Восприятие фудшеринга как благотворительности искажает его ценность.

Тем не менее мы активно развиваемся. В этом году совместно с X5 Group впервые вышли в регионы и запустили фудшеринг в Мурманске. В Москве также планируем удвоить количество подключенных магазинов. Параллельно работаем над собственной IT-платформой, чтобы масштабироваться без потери в качестве, прозрачности и управляемости. Кстати, для того чтобы этот процесс прошел гладко, я сейчас обучаюсь цифровой трансформации в Московской школе управления «Сколково».

Фото: Дима Жаров

Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru

Подписаться: