Я коренной москвич, арбатский уроженец, с Сивцева Вражка.
Родился еще до полета Гагарина, до МКАД и Калининского, прости господи, проспекта. Рисовать начал раньше, чем говорить, и никем, кроме художника, себя не числил. Ну разве что историком. Стал сначала художником книги, потом графическим и шрифтовым дизайнером, потом блогером, литератором. Теперь я художник, работающий текстом.
Первая из моих карт, «Литературная карта Москвы» на английском и русском языках, была заказана главным редактором нью-йоркского журнала Russia! Ильей Мерензоном. Я с детства любил карты и книги, так что идея пришлась точно впору. Все последующие картографические проекты — их уже больше десятка, самых разнообразных — сделаны сугубо самостоятельно.
Работа с картами для меня нечто вроде интеллектуального квеста. Сначала придумывается сюжет. Потом собирается материал. Параллельно я делаю новые шрифты специально для этой карты. Потом происходит сложнейшая процедура сборки, когда сразу по месту пишутся тексты, рисуются картинки. Потом файл Adobe Illustrator превращается в оригинал для печати. И, наконец, мой постоянный партнер художник Алексей Веселовский, владелец мастерской печати «Пиранези ЛАБ», выпускает шелкографический тираж — на самой прекрасной бумаге, итальянской Fabriano ручного литья с водяными знаками.
Проект, или скорее сад карт, растет и пополняется уже десять лет. За это время вокруг него сложился небольшой арт-культ, и чем дальше, тем больше становится заказов, так или иначе связанных с литературой и картографией. Причем чем дальше, тем физически крупнее становятся карты. Например, на ВДНХ, в Центре славянской письменности «Слово», можно увидеть (и прочесть) пятиметровую карту-роман «Кириллица в пространстве и времени». А в холле бизнес-центра «Ситидел» на Садовой целую стену занимает карта «Москва — город мастеров» высотой в четыре этажа. Но и это не предел размера. В Черногории, в пешеходном туннеле между Будвой и Бечичами, вытянулась карта побережья Монтенегро длиной 70 метров. Возможно, это самая большая карта в мире.
Новейшая из моих карт — «Москва в ста домах». Это тоже карта-роман, очень необычный лист: московские дома нарисованы текстом. Это рассказ москвича о любимом городе, часто ироничный, иногда саркастический. Что делать — Москва не Венеция, в ней можно найти что угодно: и красоту, и странность, и уродство.
Каждый год в саду расцветает новая карта, а то и несколько. Надеюсь, 2021-й будет урожайным. Планы очень серьезные.
Посмотреть мои картинки — не только карты, но и живопись, графику, книги — можно на сайте yurigordon.com.
Кроме того, я постоянно выкладываю работы в инстаграм и фейсбук. А теперь еще и разговариваю в клабхаусе.
Фото: Даниил Овчинников