В 25 лет мне стало тесно в Ярославле, я переехал в Москву и создал компанию, которая разрабатывает технологии автономной торговли.
С девятого класса я делал сайты на заказ. К 25 годам у меня был свой IT-бизнес, я создавал агрегатор грузоперевозок, системы оплаты общественного транспорта, консультировал региональные правительства по разработке IT-систем.
Осенью 2017 года я проснулся с мыслью, что не смогу вырасти в Ярославле. Я достиг потолка в доходах и в масштабе компании, которую мог там построить. Мне казалось, что у меня есть все: офис с панорамными окнами и отличные специалисты. Чего еще хотеть? Я ошибался, но сейчас об этом не жалею.
К Новому году я закрыл компанию, продал единственную квартиру и все свое имущество. Осталась только машина, в которую уместились оставшиеся вещи, на ней я уехал в Москву жить к родителям на кухню. Я был готов начать с нуля: арендовать в Москве офис за 30 тыс. рублей в месяц, жить у родителей, а сэкономленные деньги мне были нужны для старта нового бизнеса.
Незадолго до переезда я придумал идею: делать небольшие магазины самообслуживания в контейнерах. Такие уже развивались в Китае под брендом Bingo Box. На часть денег с продажи квартиры я купил контейнер и построил в нем автономный магазин. Все вокруг говорили, что я рехнулся. В какой-то момент мне тоже так казалось, но идея была хорошей — мы делаем жизнь людей немного лучше, убирая очереди.
Мы с командой изучили технологию Amazon Go, разработали нейросеть, которая отслеживала действия в контейнере и кассу в смартфоне — приложение B-Pay. С приложением покупатели могут открыть магазин, а также сами сканируют штрихкоды товаров и оплачивают их в смартфоне. Для торговли не нужны кассиры и охрана, пользователи делают все сами.
Теперь нужно было найти деньги на развитие. За месяц я отправил 50 заявок на разные мероприятия, стартап-конкурсы и в фонды. Годились любые места, где можно было представить продукт и получить поддержку, знакомства и инвестиции. Мы выступили на нескольких мероприятиях и весной 2018 года победили в конкурсе VISA Everywhere Initiative. Нам вручили грант на 5 млн рублей.
Этих денег хватило на три месяца работы, клиентов все еще не было. Чтобы выжить, мы в какой-то момент вернулись к бизнесу по разработке сайтов на аутсорсе, чтобы заплатить за аренду и покрыть другие операционные расходы. Следующие пару месяцев я прикрыл кредитом на 1,5 млн рублей и отправился участвовать в выставках. На форуме Finopolis показывал технологию Briskly Эльвире Набиуллиной, ездил на выставку Gitex в Дубае, выступал на форумах с VISA. Так я нашел первых инвесторов, которые поверили в идею — продаж еще не было. Это был фонд Gauss Ventures и ex-советник Германа Грефа в Сбербанке Максим Полетаев.
На одном из форумов я познакомился с ребятами из Greenbox, сети кафе правильного питания в Санкт-Петербурге. Они попросили перенести нашу технологию Scan&Pay из контейнера в холодильный шкаф. И мы это сделали. И продали 40 штук за месяц, а до конца года — 200. Так появились микромаркеты — флагманский продукт Briskly. Покупатели открывают микромаркет, сканируют штрихкоды товаров и оплачивают покупки через мобильное приложение B-Pay. За безопасность отвечают камеры наблюдения и система авторизации по телефону и карте. А нейросеть пришлось убрать, так как предпринимателям оказалось выгоднее ставить обычные камеры, чем применять более дорогое решение с нейросетью.
После этого компания быстро развивалась. Появились отдел продаж, новые офисы в Москве и Санкт-Петербурге. Во время пандемии мы продали около тысячи микромаркетов. Их покупают владельцы ресторанов, производители готовых блюд, сетевые супермаркеты. Устанавливают в офисах, торговых центрах и других местах обитания голодных людей. В 2020 году мы закрыли еще один инвестиционный раунд на 2 млн долларов для выхода на иностранные рынки.
В приложении B-Pay со временем появилась возможность покупать без очередей продукты в «Азбуке вкуса» и товары в «Улыбке радуги». Сперва ритейлеры отнеслись к новой технологии настороженно. Но когда после 2020 года эта технология появилась у каждого второго ритейлера в Европе и США, а X5 Retail Group внедрил свою версию, недоверие исчезло. Ритейлеры пришли за недорогой кассой самообслуживания в смартфоне. Сейчас к сервису подключилось 900 компаний с тысячами торговых точек.
Сейчас я думаю, что принял хорошее решение, уехав из Ярославля. Дело не в доходах, а в том, что мне не нравилось заниматься чем-то обычным. От своего проекта мне нужно было видеть отдачу, понимать, что он меняет простую часть жизни. Приятно видеть, что люди это используют.
В 13 лет я поработал в сетевом маркетинге, продавал косметику. Там меня научили самому крутому правилу жизни. Оно звучит так: чем больше «нет», тем ближе «да». Если тебе нравится идея, иди и делай. Можешь получить 99 «нет», а потом появляется одно «да», которого оказывается достаточно.
Фото: из личного архива Глеба Харитонова