Я родился 3 декабря 1994 года в городе Данбери, штат Коннектикут, США.
Мой отец — всемирно известный дирижер Максим Дмитриевич Шостакович, а дед — величайший композитор XX столетия Дмитрий Дмитриевич Шостакович. После того как в 1981 году мой отец уехал из СССР сначала в Германию, а потом в США, на родине его заклеймили «предателем» и практически не давали о нем никакой информации. А ведь он был super star: артист Columbia Artists Management, главный дирижер в Гонконге и Новом Орлеане, концерты с ведущими оркестрами на лучших площадках мира, степень доктора искусств Мэрилендского университета, концерт у Капитолия в Вашингтоне на 60 тыс. человек и многое другое, перечислять можно бесконечно. Жаль, что многие в России об этом не знают из-за информационной блокады, которой подвергались все, кто покидал СССР.
Можно сказать, что я вырос в атмосфере концертов отца и в контексте бесконечной значимости фигуры деда (Дмитрия Шостаковича). Все, что делал отец, было и есть во имя него и во имя его великой музыки.
В 1997 году мы переехали жить обратно в Россию. Сначала в Москву, а потом в Петербург.
Школу окончил в Петербурге, а высшее получил в Москве — факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.
В Москве живу с 18 лет со своей женой Ксенией, она москвичка. Встретил ее совсем юным, в 16 лет, когда приехал в Москву на выходные к бабушке. Познакомила нас общая подруга в далеком 2011 году. Тогда в течение двух лет мы жили на два города, каждый месяц ездил к ней на поезде из Питера. Окончив школу и поступив в вуз, я переехал в Москву. Тогда же на первом курсе мы и поженились, но наши отношения — это тема для целого романа. Скажу только, что мы до сих пор вместе.
С раннего детства я занимался фортепиано. При наличии всех данных, чтобы стать профессионалом, не хватило, пожалуй, самого главного — фанатизма. В 12 лет родители отдали меня в лицей им. А. М. Горчакова для мальчиков с полным пансионом (две недели живешь в школе, на выходные отпускают домой), где была очень сложная программа, и занятия музыкой ушли на задний план. Сейчас, конечно же, об этом жалею, как, думаю, и все те, кто когда-то занимался музыкой и не стал профессионалом. К слову, моя жена — профессиональная пианистка, так что музыка всегда со мной, да и сам иногда играю.
Зато я стал театральным продюсером. На четвертом курсе университета с друзьями начали делать хаус-вечеринки Norma. С 2017 по 2019 год прошли путь от прямых эфиров в небольших барах до вечеринок на топовых московских площадках с иностранными артистами, с которыми я делил сцену в качестве диджея.
В 2019 году организовал первый мультимедиаконцерт с сидячими местами в клубе «Мутабор». До этого подобного рода концерты там никто не делал. Сейчас мы можем видеть, что этот формат стал неотъемлемой частью программы «Мутабора». Это была московская премьера перформанса «Аркаим» композитора Николая Попова. С того момента у нас завязались дружеские отношения, и мы начали делать совместные проекты.
В 2020 году дирижер и художественный руководитель Дягилевского фестиваля в Перми Теодор Курентзис пригласил меня в качестве куратора делать техно-рейв в рамках фестиваля на заводе Шпагина. Тогда полностью разработал концепцию, лайн-ап и оформление двух танцполов по 3,5 тыс. кв. метров. Все шло по плану, и мы уже подписывали договоры с Ниной Кравиц, Dax J, Traumer, Priku и другими диджеями мирового масштаба, но ударила пандемия, и весь фестиваль пришлось отменить.
В 2021 году все на том же Дягилевском фестивале вместе с вышеупомянутым композитором Николаем Поповым и режиссером Юрием Квятковским представили мультимедиаперформанс //_diffusio.extensio, который стал одним из самых масштабных перформансов за все существование фестиваля. Представьте себе бассейн внутри цеха в 3,5 тыс. кв. метров, в котором существуют музыканты, струнный квартет, перемещающийся над ними в четырех строительных люльках, два огромных LED-экрана, свет и лазеры. Было мощно!
Думаю, что я стал продюсером как раз потому, что не стал пианистом. Чувствую потребность в творческой сублимации. Во всех проектах принимаю активное участие в обсуждении концепции, стейдж-дизайна, задач по свету и других вопросов. Когда готовил рейв в 2020 году для Дягилевского фестиваля, помимо работы со сметами и договорами отвечал за разработку всей художественной составляющей от и до. Быть может, когда-нибудь попробую себя в качестве режиссера.
Но также чувствую потребность в просветительской деятельности. В 2020–2021 годах работал в музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко в отделе образовательных программ и работы с аудиторией. Развивал просветительский проект «МАМТ Клуб». Нашей с коллегой целью было привлечение молодежи в театр и создание привлекательной среды вокруг театра.
К сожалению, большинство наших театров не может найти линк с молодежью в продвижении и позиционировании. Внутри театров почти никто не понимает, как работать с брендами, как сделать артистов театра амбассадорами брендов и компаний, как запускать интересные кампании, которые привлекут молодежь, и как не останавливаться на упоминании спонсора на афише. Как Станиславский верил или не верил актерам, так и молодежь верит или не верит в историю сотрудничества любимого бренда с организацией, которую он спонсирует. Тут надо рассказывать честную историю и завлекать нового зрителя. Вот этот линк я и пытался выстроить.
Говоря о сложностях, с которыми сталкивался: на стартовом этапе сложно найти финансирование для реализации проектов, а площадки не сразу дают проводить у себя мероприятия, поскольку не уверены, что ты сделаешь кассу. Тут надо набраться терпения и, как и во всем, маленькими шагами идти к цели. Со временем обретаешь нужный опыт, обрастаешь связями, контактами, и процесс становится проще. Каждый новый кейс — это маленькая победа и козырь в рукаве.
Если говорить про театр, то в России театры мало работают с новым материалом. Театрам проще поставить «Тоску» или «Евгения Онегина», нежели новые произведения современных авторов. Но работать с ними и приучать публику к новым форматам важно и необходимо. И, как уже говорил выше, большая проблема отсутствия понимания стратегий работы с молодежью и повышения привлекательности театров среди молодого поколения. Тем театрам, кто понимает важность движения в ногу со временем, большое спасибо.
Успех? Если честно, я не считаю, что достиг успеха. Мне всего лишь 28, и впереди еще вся жизнь. Я скорее в начале пути. Но прийти к тому, что имею сейчас, мне помогли четкое понимание цели, удачное стечение обстоятельств и окружение талантливыми людьми.
Пользуясь случаем, хочу сказать, что в этом году все мое внимание приковано к мультимедиаопере Curiosity Николая Попова, которую мы поставили в Электротеатре Станиславский. Премьера состоялась 12 и 13 марта 2022 года. Это наш совместный проект с Электротеатром при поддержке Центра электроакустической музыки Московской консерватории (CEAMMC) и Союза композиторов России.
В Curiosity композитор (Николай Попов), режиссер (Алексей Смирнов) и драматург (Татьяна Рахманова) задаются вопросом: «А что такое современная опера и какой она должна быть сегодня?». Конечно же, они приходят к тому, что она должна быть про космос, про марсоход Curiosity, за твиттер-аккаунтом которого следят миллионы людей, забывая о событиях, потрясающих планету Земля.
На мой вкус, абсолютно новаторская работа, этот спектакль пример того, каким должен быть современный театр. Огромное спасибо художественному руководителю Электротеатра Борису Юрьевичу Юхананову, который поверил в проект и не побоялся реализовать его на основной сцене театра, и всей команде театра.
Мы безгранично рады тому, что опера представлена в трех номинациях «Золотой маски 2023»: «Опера/Спектакль», «Опера/Работа режиссера» — Алексей Смирнов, «Работа композитора в музыкальном театре» — Николай Попов.
Показы в рамках «Золотой маски» пройдут 31 марта, 1 и 2 апреля на основной сцене Электротеатра Станиславский. Приходите посмотреть, не пожалеете.
Фото: из личного архива Максима Шостаковича