Почему вы должны меня знать: урбанист и директор агентства «Правила общения» Юлия Зинкевич
Я родилась в Москве на Ломоносовском проспекте. Мои первые детские воспоминания о городе — прогулки у Театра Сац, у цирка, в яблоневом саду при МГУ. Через дорогу был кинотеатр «Прогресс», куда позже бегала не по одному разу на фильмы «Бум» с Софи Марсо, на «Неуловимых мстителей».
Мои родители познакомились на химфаке МГУ. Мама стала биохимиком, она большой ученый, доктор наук, лауреат Госпремии, многие десятилетия работает в онкологическом институте имени Герцена, занимается исследованиями. Папа уехал более 30 лет назад в Америку, жил в Нью-Йорке, потом переехал в Калифорнию. Папа — поэт, в энциклопедии русской поэзии вместе с Пушкиным. Возил нас по Италии, показывал, как смотреть живопись. А еще он, киноман с юности, собрал для детей и внуков большой каталог лучших фильмов всех времен. Приучал нас с сестрой и братом слушать классическую музыку — сестра-пианистка в итоге окончила Консерваторию, училась в Лондоне, в Италии, сейчас они с мужем-саксофонистом делают музыкальные фестивали.
В школу с углубленным изучением английского языка я пошла в центре, на Большой Никитской. К старшим классам школа стала гимназией с уклоном в литературу. У нас была потрясающая учительница Элла Эдуардовна Кац. Помимо русской литературы преподавалась и зарубежная. До сих пор помню примеры из перевода текста Урсулы Ле Гуин. Альтернативой фразе «Наутро сады расцвели» предлагалась «Всю ночь сады простояли в ожидании цветения». Любовь к красивым текстам вынесла оттуда, до сих пор в каждом сотруднике, да и вообще в каждом человеке ищу чувство текста.
Химия, биология, физика мне не давались. Хорошие оценки по этим предметам ставили за то, что я выигрывала для школы олимпиады по литературе и географии. Я любила только общаться с людьми, читать и писать. В то время не представляла, что эти интересы можно превратить в профессию. На семейном совете решили, что мне на факультет журналистики. В Школе юного журналиста максимальные 100 баллов я получила за эссе на тему «Почему я не выйду на улицу голой?». Я, конечно же, писала, что я выйду при определенных обстоятельствах. На журфак МГУ я поступила.
На втором курсе мы с однокурсниками Гришей Пунановым и Юрой Григорьевым отправились автостопом в Париж. Сели в поезд №13 13 апреля в 13.00, доехали до Варшавы, вышли на западную оконечность города, подняли руку и стали ловить машину. С нами была камера от программы «До 16 и старше… ». Проехали Бельгию, Германию. Перемещались в кабинах дальнобойщиков и набивались в частные легковушки, добрались до Парижа и провели там отличную неделю, располагая минимумом денег. Первые каштаны, которые мы купили, были не с лотка на улице, а в какой-то овощной лавке. Как они должны были выглядеть, мы не представляли. Кажется, они были покрыты легкой плесенью, но мы думали, что так и надо. Мы были очень счастливы. Хотели прошлой весной отметить 25-летие этой поездки, но помешала пандемия. Гриша давно живет в Австралии, Юрсон — в Гвинее.
В детстве я ничего не боялась, вернее, боялась, но все равно делала. Лет с двенадцати и до второго курса с туристическим клубом «Следопыт» мы ходили по Тянь-Шаню и Уралу, по Хибинам и Кавказу — почти по всем горам бывшего СССР, только вот на Алтай почему-то я тогда не попала. Добралась туда только прошлым летом. В турклубе я познакомилась с Катей Артемьевой, которая стала спустя годы моим партнером по бизнесу.
Замуж я вышла за израильтянина, уезжала на какое-то время в Израиль, жила в Тель-Авиве. Мне было скучно в городе намного меньшем по масштабам, чем Москва, в чужой языковой среде. Вернулась. В какой-то момент примеривалась к Калифорнии, где живет папа. Думала, мое ли это место. Решила, что нет. Мне нравится жить именно в Москве. В какой-то момент я исполнила мечту каждого интеллигентного москвича и отъехала на год в Санкт-Петербург. Зимовала там, с каминами, барами, куда ходят скорее поговорить, чем выпить. Получила огромное удовольствие. Жить там не смогла, но город очень полюбила и сейчас часто туда езжу как на дачу. Завела себе вид на улицу Рубинштейна в довлатовском доме. Выбираюсь, чтобы походить по театрам и музеям, посмотреть на море.
В PR я пришла не сразу. Несколько лет поработала в журналистике. В 26 лет оказалась PR-директором компании Soho Realty. Это был момент, когда Новая Рига только набирала обороты, начинала составлять конкуренцию Рублевке. Я приложила руку к объяснению достоинств этого направления.
Работая с недвижимостью, увлеклась архитектурой. Приглашала к риелторам с лекциями ведущих архитекторов: Юрия Григоряна, Сергея Скуратова, Владимира Кузьмина. Любовь к архитектуре бережно несу до сих пор — и в жизнь, и в работу. Поездила по Русскому Северу, Сибири, средней полосе России в поисках красивых деревянных построек для проектов премии АРХИWOOD. Придумали ее совместно с архитектурным критиком Колей Малининым для компании Honka. Проект живет уже 12 лет, я больше за него не отвечаю, но осталась в экспертном совете. Успела позаниматься информационной поддержкой звездных российских архитектурных бюро — UNK Project, Kleinewelt Architekten. Знакомлюсь с будущими звездами, помогая сегодняшним студентам архитектурных вузов войти в профессию в рамках фестиваля «Открытый город», который мы несколько лет подряд собираем по заказу Москомархитектуры. Я хочу жить в красивых зданиях в гармоничном городе, а это возможно только в местах, где архитектура находится в фокусе общества. Поэтому одно из моих хобби — популяризация архитектуры.
Пятнадцать лет назад с подругой детства создали «Правила общения». Когда мы объединились в 2006 году, первым клиентом нашего PR-агентства стал Yves Delorme, французское постельное белье. Этот бренд — наш талисман, все это время он с нами, мы вместе пережили три кризиса.
Росло наше агентство на недвижимости — поработали с «Красным Октябрем», с «Даниловской мануфактурой» и «Красной Розой», с печально известной теперь Mirax Group в то время, когда она была на коне, а годы спустя — с проектом «Башня Федерация», сменившим собственника, и с другими башнями «Москва-Сити». У нас в портфолио «ВТБ Арена Парк», ФСК «Лидер», новый город Доброград… Когда делаем презентации, странички мелким шрифтом уже не хватает.
Мне, человеку увлекающемуся, в одной этой теме всегда было тесно. Каждая моя «влюбленность» приносит новые темы и форматы. Когда стала в свое удовольствие много ездить по стране и встречаться с интересными людьми (как еще в детстве мечтала), придумала проект «С городом на ТЫ». Мы собрали, когда это еще не было модным, коллекцию частных инициатив, связанных с социальными начинаниями. Показали на выставке в ЦДХ «Партизанское садоводство», «Велоночь», «Дни архитектуры в Вологде», проект «Брат за сестру» из Челябинска, нижегородский стрит-арт, музейный кластер в Коломне, инициативу по сохранению Белой башни в Екатеринбурге и еще сотню проектов со всей страны. Пригласили авторов на конференцию, перезнакомили между собой и закатили праздник с дворовыми играми и накрытыми столами в «Музеоне».
Эту тему удалось пять лет спустя возродить уже совместно с клиентом. Работаем четвертый год над премией «Headliner года» для ГК «Кортрос». Она тоже про яркие инициативы, меняющие жизнь к лучшему, и их лидеров. Собираем вручную сотни инициатив со всей страны. Главные призы в первых трех сезонах достались Лиде Мониаве, занимающейся детским хосписом «Дом с маяком», хирургу Андрею Павленко из Петербурга, продолжавшему обучать молодых врачей, несмотря на собственный онкологический диагноз, лидеру поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» Григорию Сергееву. В этом году неожиданно хедлайнером года стал проект образовательный, а не социальный. Главный приз достался Ольге Ребковец — лидеру инициативы «Тотальный диктант». В числе других победителей этого сезона — руководители проектов «Собиратор», «Ночлежка», «Насилию.нет», школы женского футбола GirlsPower, фестиваля стрит-арта Stenograffia и других. Мне очень повезло — мои увлечения дают повод поработать, а работа дает вдохновение.
Я легко придумываю проекты и так же легко их отпускаю, когда понимаю, что пора. Они заканчиваются, это неизбежность. Например, инициировала «Приметы городов», в рамках которых мы с командой три года собирали лучшие современные здания и общественные пространства по всей России. Искали, каталогизировали, учредили одноименную премию. В рамках форума «Среда для жизни» в Иннополисе представили подборку «Сто лучших зданий и общественных пространств России» главным архитекторам городов всей страны.
Изучая контекст, в котором произрастает современная архитектура, мы создали путеводители по 30 городам России. Искали местных людей, которые готовы были служить проводниками, совместно с курсом иллюстраторов Британки под руководством Виктора Меламеда отрисовывали городские истории. Несколько лет подряд на «Архмоскве» в ЦДХ делали очень красивые выставки: наши путеводители были нанесены на огромные абажуры. Иллюстрации были так хороши, что телеканал «Культура» в дни чемпионата мира по футболу сделал ролики на их основе.
Федеральные министерства и ведомства взяли регионы в фокус, появились конкурсы, форумы, помогающие формировать новые общественные пространства. В каждом номере главного архитектурного журнала «Проект Россия» стали появляться лучшие региональные проекты. Тема пошла широко. Мы поняли, что свободны. Пора искать новое вдохновляющее направление.
Мы в «Правилах общения» (костяк агентства — 10–12 человек) занимались фестивалем японской культуры, конференциями про счастливую старость, городскими новогодними праздниками, 1-м Московским культурным форумом, высадкой сиреневых садов в городах-героях к юбилею Победы, пресс-турами на футбольные матчи, открытиями офисов компаний в регионах, образовательными проектами, информационной поддержкой кинофильмов и проектов в области интерьерного дизайна. Нет остановки на этом пути — есть привычка смотреть по сторонам, погружаться в новое, учить всех вокруг и самой учиться в ежедневном режиме. Сейчас купили с друзьями на паях домик в Суздале — примериваюсь к быту в маленьком городе с насыщенной культурной повесткой. Кто знает, может, и это в итоге выльется в интересную работу.
Неизменны лишь два основных ингредиента моей профессии: общение с людьми и работа с информацией. Все остальное меняется. Я застала период передачи фотографий в редакции на СD-дисках, прожила с клиентами переход с бумажных на интернет-СМИ, теперь учу себя и других общаться в телеграм-каналах. Мой главный драйвер — в регулярных обновлениях. Пока есть чему учиться, работать не брошу, хотя, конечно, лелею мысль, что однажды замедлюсь и сяду наконец писать книжки. Несколько сюжетов уже в разработке.
Фото: Даниил Овчинников