Меня зовут Виктор Христенко, я родился в латвийском городе Тукумс, сейчас живу в Москве и Санкт-Петербурге.
Я сооснователь стримингового сервиса Muzlab. Это как «Яндекс.Музыка», только для бизнеса.
До проекта я работал в разных компаниях, но наверное самые известные связаны с IT — это «Вебинар.ру» и «B2b-центр». Кстати в детстве я реально думал посвятить жизнь музыке и стать музыкантом, но школа увела меня в технические науки. Именно после того как я ушел в IT, мне пришла идея будущего стримингового сервиса. Вместе с коллегами я разработал приложение по типу «Яндекс.Радио».
Чтобы лучше понять целевую аудиторию и потребность рынка, я в прямом смысле слова начал опрашивать людей: «А что вы ждете от музыки?»
Ходил по знакомым и друзьям знакомых околого года, посещал компании и спрашивал по сути одно и тоже — какие бывают проблемы с воспроизведением музыки в бизнесе. Так я понял основные направления муз.теха: отчеты, отчисления, подбор, управление плейлистами и авторские права. И только после того как удалось собрать всю необходимую аналитику, мы открыли Muzlab.
Мы работаем с музыкой, которую включают в магазинах, кафе, торговых центрах и других местах, чтобы создавать для вас подходящую атмосферу и увеличивать чеки. Ну или лояльность.
Вот вам пример — бренд Zara. Компания родом из Мадрида, и там у них головной офис. Прямо оттуда менеджеры управляют музыкой, которую покупатели Zara слышат, когда ходят по салонам. Во всем мире. Утром это релаксовая и комфортная музыка, чтобы вы проходили медленно и рассматривали каждую вещичку. В первой половине дня посетителей мало. А вот вечером музыка живая и бодрая, чтобы вы не слишком тормозили в примерочных. Трафик-то большой. Не замечали такую тенденцию? Проверьте.
Музыка в коммерческой сфере влияет на продажи прямо и косвенно. Психологически она один из самых мощных инструментов, который воздействует на ощущения человека. Может раздражать и прогонять, вызывать тревожность и дискомфорт, а может вдохновлять и побуждать делать покупки. Но чтобы проигрывать музыку в публичных местах, собственник должен либо обладать письменным разрешением на это действие, либо отчислять деньги авторам за использование их интеллектуальной собственности. Раньше за авторскими правами никто не следил, но сейчас авторские сообщества в России бдят, а мировые игроки не намерены упускать рынок. И их можно понять — теряются миллиарды. Чтобы проигрывать музыку в кафе или магазине, компания должна отчислять средства в Российское авторское общество и Всемирную организацию интеллектуальной собственности. Проблема в том, что даже законопослушные компании не всегда отдают то, что причитается авторам. Из-за бюрократии или нечестности. И отсюда — прогноз на будущее.
Компаниям не хочется возиться со всеми этими бумагами и отчислениями. Представьте: вам надо письменно зафиксировать, что и сколько раз вы проиграли. А потом еще и отнести документы в нужный офис, а у нас отчетность автоматизирована. При этом оплата отчислений никак не гарантирует, что конечный клиент, то есть вы, получит классную музыку, которая будет располагать к покупкам или затяжным беседам. Чтобы вы покупали больше кофе и заказывали десертики.
Вы уже слышите нас в oodji, Oilis, «Лукойле», Mercedes-Benz, Bentley, Toyota и во многих других местах. Но у нас нет гигантского штата музыкальных редакторов из-за алгоритма, который мы создали. В Muzlab два музреда, но таких крутых и опытных — прямиком с ведущих радиостанций. Они собаку съели на подборе музыки.
Что они делают: создают первичный плейлист, который направляет систему. Система подхватывает и создает цифровую подборку рекомендаций, отслеживая отклики пользователей — лайки, дизлайки, прокрутки трека и т. д. Этот алгоритм в основе системы мы постоянно совершенствуем. Мы фанаты музыки как вида искусства и хотим, чтобы процесс ее прослушивания и полезное действие от нее для бизнеса были на высоте.
Бизнесмены заходят в личный кабинет и корректируют плейлисты, настраивают опции: если вдруг осенью пошел затяжной и мерзкий дождь, система считает прогноз с «Яндекс.Погоды» и включит теплую музыку или, наоборот, более драйвовую, если бизнесмен посчитает, что она вас подбодрит. И никакой осенней хандры.
Чем еще это хорошо для посетителей: не очень опытный и квалифицированный бариста не поставит в кофейне тяжелый рок, а охранник ювелирки, работающий в салоне целый день, не включит любимый шансон. Вы думаете это шутки? Нет, реальные кейсы из нашей практики. При этом если все же бариста, такое у нас тоже было, решит устроить бунт и включит любимую музыку, а не плейлист для кафе, то мы оперативно поможем собственнику исправить ситуацию. Мы задвинуты на клиентской поддержке и постоянно на связи с нашими клиентами.
Скоро авторы будут зарабатывать на своем творчестве и создавать больше крутых треков, которые вам нравятся.
Искусственный интеллект и нейросети напишут треки на основе личных пользовательских предпочтений. Мы тоже уже тестируем такую штуку. Другой виток этой же темы — предельно персонифицированный трек под вас. Настолько детализированно ваш, что будет нравиться именно вам и больше никому.
Больше независимой музыки, больше новых имен, больше творчества. И лучше сервис самих магазинов и кафе. Все взаимосвязано. Все сферы бизнеса и жизни осваивают технологии. Они интегрируются с разными платформами, чтобы развиваться. Это важно для компаний, особенно сетевых, к которым приходят гости-клиенты и принимают решения о покупке. Компании не тратят много денег и времени на поиск музыки, при этом аудиобрендинг приносит им прибыль — они развиваются. Вы получаете больше удовольствия от посещения общественных мест. Вам комфортно: хиты в кафе не отвлекают от разговора, музыка не нервирует, а помогает получать впечатления и удовольствие от встречи. Все в выигрыше. Ну и имеем свой профит: компании платят абонентскую плату за сервис от 699 рублей. Она зависит от площади места и точек, в которых играют треки.
Резюмируя: будущее нас ждет светлое и с отличным музыкальным вкусом. Честное и менее корыстное, я в это верю и убежден. Музыка не исключение.
Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru
Фото: София Панкевич