Почему вы должны нас знать: авторы тру-крайм подкаста «Тут такое дело» Маша Сопкина и Даша Сабурова
Даша: Я родилась и выросла в Архангельске. Его называют городом доски, тоски и трески, и так на самом деле и есть.
Училась там до 18 лет, потом переехала в Москву, где поступила в Российский государственный университет правосудия на юридический факультет. Я из династии юристов: четыре поколения до меня работали в этой области. Всегда гордилась своим отцом, который мне много рассказывал о своей работе судьей. Меня восхищало, как он здраво и справедливо оценивал обстоятельства рассматриваемых дел. Я думала, что должна продолжить семейное дело, что должна научиться такому же критическому мышлению и умению смотреть в корень. Хотелось быть похожей в этом на отца.
Маша: Я родилась во Владивостоке, но родители переехали в Москву, когда мне было 4 года. Окончив последние два класса школы экстерном, выбирала, где получать высшее образование, но не сомневалась в том, что хочу быть юристом. Поэтому поступила в тот же вуз, что и Даша. Дополнительно поступила на международное право, потому что там был сильный английский. Думала, что стану судьей, но выяснила, что мне интереснее международное право, а потом оказалось, что изучение права мне вообще не интересно. По итогу я окончила юридическую магистратуру, но юристом даже не поработала, устроившись маркетологом.
Даша: Я тоже решила получить образование по международному праву. В университете с Машей мы занимались на одном курсе и в одной группе. Обычный день проходил так: четыре-пять пар по основному профилю, вечером по дополнительному. Мы больше всех учились, но и больше всех тусили. Сблизились курсе на третьем. Помню, как однажды пошли есть картошку, и Маша рассказала мне историю про девушку мокпан (некогда популярные едоки на камеру), у которой были синяки на руках, и казалось, что ее кто-то держит в плену. Маша с такими горящими глазами рассказывала, что я не могла оторваться. Так мы подсели на все эти жуткие истории.
Маша: Идея сделать собственный подкаст родилась в тот период, когда были сняты ковидные ограничения. Многие люди, в том числе и мы, хотели что-то поменять в своей жизни. Тогда мы смотрели тру-крайм ютубершу Стефани Су, которая стала делать еще и подкасты. Мы заинтересовались этим форматом, и в какой-то момент Даша предложила мне записать собственные выпуски тру-крайма.
Даша: Маша — удивительный человек. Она всегда говорит «давай» в ответ на мои авантюрные предложения. Очень ценно иметь такого человека рядом.
Маша: Мы ничего не знали о том, как делать подкасты. Времени не было разбираться, потому что: работа, магистратура, диссертация и прочее. Решили купить самые дешевые микрофоны и записать десять выпусков, обкатать процесс и уже посмотреть, что делать дальше. Первый затык был с названием. Мы долго ломали голову, как назвать подкаст.
Даша: Один из вариантов был «Две девицы и тру-крайм» (отсылка на сериал «Две девицы на мели»). Была мысль связать название с фильмами Хичкока, но ничего не подходило. И вот однажды я прислала Маше голосовое сообщение, которое начиналось со слов «тут такое дело». Оказалось, что этот дежурный незамысловатый оборот и является идеальным названием. Горжусь им до сих пор. Записывались у меня дома на кухне, вооружившись микрофонами-петличками. Два выпуска: одна история, подготовленная Машей, другая мною. Но ничего получилось! Мы были настолько зажаты и напуганы тем, что нас кто-то в дальнейшем будет слушать, что на монтаже мы поняли: это факап.
Маша: Я в тот вечер осталась ночевать у Даши. Мы легли спать, ночью лежали и буквально тряслись от сознания совершенного нами деяния, хотя понимали, что публиковать не будем и никто не станет свидетелем нашей неудачи.
Даша: Однако мы записали остальные восемь из запланированных десяти и после этого перезаписали первые два. Тогда уже мы раскрепостились, и все было хорошо.
Маша: Плюс возникали технические проблемы. Приходилось учиться монтировать звук, как правильно обращаться с микрофонами. Сильно раздражали шумы, которые попадали на запись. И эпикфейлы случались и потом. Забегая вперед, скажу, что мы три года писали подкаст на одном простеньком микрофоне. Заработав денег, приобрели новые дорогие. Купили, даже сняли распаковку микрофонов, подключили — и вдруг поняли, что запись звучит ужасно. Микрофоны оказались сверхчувствительны, они фиксировали малейший шорох.
Даша: Концепция подкаста состояла в том, что это будут разговоры на кухне. Ну раз на кухне, там надо и записываться. Никто ж поначалу не думал, что там гуляет дичайшее эхо. Чтобы сделать хоть какую-то звукоизоляцию, мы залезли под стол и укрылись одеялом. Наружу вылезали все красные, потому что было, мягко говоря, жарковато.
Маша: Примерно к тридцатому выпуску мы поняли, что у нас появляются слушатели.
Даша: Наша аудитория в основном состояла из девушек, приблизительно наших ровесниц, которые выросли на передаче Леонида Каневского «Следствие вели… » или на сериале «Тайны следствия». Они чувствуют в нас подружек. Мы непринужденно общаемся, на монтаже не вырезаем оговорки, глупые вопросы, оставляем шутки, которые никогда не прописываем в сценарии. Всегда пытаемся найти баланс между ощущением дружеской посиделки на кухне и серьезностью, потому что зачастую взятые нами темы требуют строгого и взвешенного подхода.
Маша: Через год-полтора стало ясно, что часть нашей аудитории — мужчины, которым интересны, например, истории про мафию. К нам стал поступать фидбэк, люди оставляли отзывы, в которых сообщали, что они засыпают под наш подкаст. Для нас это было неожиданно, потому что иногда разбираемое нами дело не раскрыто и ты просто сходишь с ума, думая о хитросплетениях того или иного преступления. А людей, как выяснилось, тру-крайм, наоборот, успокаивает. Некоторые даже признавались, что мы вдохновили их решиться пойти на психологическую терапию. Многие рассказывали, что наши выпуски заставляют задуматься о проблемах собственной безопасности. Этим я горжусь особенно.
Даша: Люди делятся с нами тем, что прослушивание «Тут такое дело» помогло пережить им тяжелые моменты в жизни. И когда мы встречаемся с нашими слушателями вживую на выступлениях, то чувствуется, что мы будто друзья.
Маша: Сейчас встречи со слушателями — это один из путей развития для нас. Мы давно искали этой возможности и как-то устраивали открытую запись подкаста в баре. Все 50 открытых мест для регистрации на мероприятие разлетелись мгновенно, и многие просто не успели записаться. Тогда мы поняли, что недооцениваем себя, и подумали, что ведение подкаста может стать основным нашим занятием. Это был волшебный момент.
Даша: Зарабатывать понемногу на подкасте мы стали примерно через год после запуска. Начали делать бонусный контент для подписчиков, готовых платить небольшие деньги за дополнительные выпуски. Таких людей было человек двадцать. Потом у нас появилась менеджер, которая смогла не только развить это направление, но и продавать рекламу, опять же за минимальные суммы (ценник за рекламу в подкастах варьируется в зависимости от количества прослушиваний). Факт монетизации, конечно же, вдохновил — наконец-то мы перестали работать себе в убыток. Но выйти в плюс удалось года через два.
В планах на будущее освоить видеоформат, потому что аудитория аудиоподкаста конечна, мы чувствуем, что приближаемся к нашему потолку. Также стараемся чаще выступать. И еще запускаем свою линейку мерча. К тому же сейчас мы не одни работаем — помимо меня с Машей в проекте участвуют еще четыре человека.
Маша: Например, наш дизайнер — это слушательница «Тут такое дело», с которой мы познакомились на одном из наших выступлений.
Даша: Проект развивается, но одно остается неизменным — тщательный подход к работе. Прежде чем сесть за сценарий, мы долго изучаем материал: судебные документы, отчеты и прочее. Кстати, по этой причине мы редко говорим о советских и российских делах, потому что либо мало документов, либо к ним закрыт доступ. Поэтому мы пользуемся в основном зарубежными источниками. Дальше уже пишем, в чем со временем набили руку и освоили некоторые приемы сторителлинга, чтобы читателю было увлекательно погружаться в сюжет.
Маша: А порой эти сюжеты бывают просто удивительными. Например, выпуск об авантюристе из Одессы Леониде Файнберге по прозвищу Тарзан, который пытался купить советскую атомную подлодку для колумбийского наркокартеля. Или выпуск про мошенника, который притворялся принцем Саудовской Аравии и обманывал богатых инвесторов. А прокололся после того, как был уличен в заказе свинины в ресторане. Или про казначея и контролера города Диксона штата Иллинойс, которая за 22 года нахождения на государственной должности присвоила более 50 млн долларов, чтобы основать и поддерживать собственное конное ранчо. Часто они прокалываются по самым нелепым поводам.
Фото: Даниил Овчинников