, 5 мин. на чтение

Почему вы должны нас знать: основатели архбюро Megabudka Кирилл Губернаторов, Дарья Листопад и Артем Укропов

Дарья Листопад: Я родилась в городе Электросталь, в семье инженеров, которые работали на серьезных государственных предприятиях. В нем я провела детство и от него остались самые приятные впечатления как от идеального города с большим количеством парков и бульваров, сомасштабной человеку городской средой, сталинской архитектурой и 15-минутной доступностью, если говорить современным языком градостроительства. Кстати, именно этот образ не раз приходил мне на ум, когда мы разрабатывали идеальный город будущего и его отношения с человеком.

В самом раннем детстве я хотела стать писателем и, как только научилась писать, начала сочинять стихи и истории. Однажды папа привез из заграничной командировки комиксы, и меня просто потряс этот жанр. Я провела пару лет, придумывая рассказы и иллюстрируя их картинками. А когда заканчивались мои любимые мультфильмы, я могла очень долго писать их продолжения в виде книжек с картинками.

В средней школе я захотела быть философом, вдохновившись потрясающим учителем истории. Он просто сразил меня глубиной причинно-следственных связей всего со всем в мире и выводов, которые он предоставлял нам, ребятам 7–8-х классов, делать самим.

Любовь к рисованию не исчезала, но и долгое время не принимала никакие формы. В конце 1990-х никто не понимал, кем может быть человек, который любит рисовать. Скорее эта увлеченность не сулила ничего хорошего. Мы с мамой ходили на дни открытых дверей во все художественные вузы: Строгановку, Суриковский. Я пыталась примерить на себя эти места, но не было ощущения, что они мои. О профессии архитектора не думала, она не была популярной, мало что строилось тогда, из ассоциаций на ум приходил только архитектор Мендисабаль из мексиканского сериала «Богатые тоже плачут».

Но все решил случай. Однажды мой папа на перелете из Сингапура в Москву оказался на соседних креслах с Андреем Макаревичем*, фронтменом «Машины времени», и вспомнил, что тот учился в архитектурном институте. А поскольку папа очень любил его музыку и считал его талантливым человеком, он предложил и мне рассмотреть этот вуз. Вот так короткая встреча определила мой выбор пути.

Кирилл Губернаторов: Я родился и вырос в Москве, тоже в семье инженеров. Поскольку школа плохо готовила к жизни, я мечтал быть летчиком, космонавтом и прочий стандартный набор. Но как-то раз с подружкой на катке (нам было лет восемь-девять), рассказал ей, как тогда казалось, мимолетную мысль: стать дизайнерами интерьеров. В результате классным дизайнером интерьеров стала она, а я — крутым архитектором. А еще тоже дизайнером, писателем и звездой архитектурной сцены.

Артем Укропов: Я тоже из Москвы. Хотел быть архитектором и режиссером. Стал и тем и другим. Пошел учиться в МАРХИ на кафедру жилых и общественных зданий, где мы трое и познакомились. С четвертого курса собирались вместе, придумывали что-то вне институтской программы, обсуждали наши идеи, начали переосмысливать собственную профессию и наши роли в ней.

Кирилл Губернаторов: В какой-то момент в МАРХИ на последнем курсе я понял, что все, чем закончилась учеба и то, какие перспективы рисуются вокруг — всего недостаточно. Казалось, что мир архитектуры может быть круче. Вот и решил его менять.

Дарья Листопад: После института мы какое-то время работали в разных местах, но как и в вузе, продолжали собираться вечерами и вместе делали проекты. В итоге то, что сначала было творческим объединением с фантазийными проектами, переросло в бюро с уже реальными классными заказами. Можно сказать, у нас не было выбора. В хорошем смысле. Мы тот идеальный случай, когда занимаешься тем, что больше всего любишь. А мы очень любили архитектуру. Но в институте была очень академическая среда. И это подталкивало самовыражаться и фантазировать.

Артем Укропов: Еще в МАРХИ появилось название Megabudka. Сначала как шутка. Для нас юмор в целом имеет большое значение и присутствует во всех наших рабочих процессах. Он доброжелательный и направлен на созидание. Мы считаем, что в архитектуре в целом обязательно должны быть ирония и остроумие как способ ее выразить. Без этого невозможно создать классный проект, который цепляет и который понимают люди.

Кирилл Губернаторов: А еще мы сразу пошли путем провокации и яркой идеи. Таких очень не любят, и нас шеймили и хейтили взрослые коллеги. Что, естественно, возбуждало медиасферу вокруг нас. С этим было непросто, но это было задорно. Оказалось, что заказчики не хотели необычного, модного и новаторского. Пришлось заодно популяризировать архитектуру. Когда ты являешься визионером, твои решения принимают не все и не сразу. Идеи часто кажутся провокационными. Но со временем реакция меняется и приходит признание.

Дарья Листопад: Оглядываясь, сейчас понимаем, что все было очень естественно. Наверное, потому что мы были в своей среде, создавали ее, не шли против своих же интересов и правил.

Артем Укропов: Да, мы, кстати, долго время относились к нашей деятельности как к приятному времяпрепровождению. И только недавно сообразили, что  на самом деле это бизнес.

Дарья Листопад: Мы постепенно росли. И мы сами как бюро, и сложность и масштаб задач. Мы часто сами инициировали больше, чем требовалось. Трендсеттерство — это наше. Были очень провокационные проекты. Например, площадь Маяковского, когда она была еще в асфальте: мы придумали сделать гигантскую яму-амфитеатр. Тогда это вызвало много споров, а сейчас амфитеатры стали трендом.

Кирилл Губернаторов: Нам сейчас часто приписывают национальную идею, изобретение русского культурного кода. Но ведь это естественно. Мы работаем в России, нас интересует национальная архитектура как неотъемлемая часть истории нашей страны. Есть итальянская архитектура, немецкая, китайская, но нет ярко выраженной русской.

Дарья Листопад: Сложно сказать, когда именно пришла узнаваемость. Наверное, с появлением крупных проектов, таких как «Новый русский город», где мы занимались разработкой идентичности, центр гостеприимства на Кудыкиной горе в Липецкой области, комплекс де-люкс класса Mantera Seaview residence в Сочи, микрорайон в Чебоксарах. Но самое приятное — это обратная связь. Мы стали получать благодарности от людей за наши идеи, за новые впечатления и ощущения от пространства, за то, что они смогли удивиться, и у них самих стали возникать новые мысли и идеи. Вот это самое ценное.

Кирилл Губернаторов: Меня заводят изменения. Я как ребенок, который вырос на святых руинах СССР, и с 1990-х реально наблюдаю позитивные изменения. Постоянное созидание является смыслом жизни.

Дарья Листопад: Меня вдохновляет очень многое. Все устроено просто удивительно. Например, человеческий мозг. Он перестраивается и обучается, он генерит творческие инсайты и позволяет человеку испытывать разнообразные эмоции. Даже одна-единственная мысль способна человека абсолютно счастливым или несчастным. Одна и та же цепочка, активизируясь, провоцирует и безумие, и гениальность. И что самое удивительное — наш мозг безошибочно определяет красоту.

Артем Укропов: Мне интересно искать вдохновение во всем. В архитектуре тоже, но только как в синтезе индустрий и искусств. Потому что если вдохновляться только архитектурой, то в любом случае будут повторения, а мы хотим создавать новое, делать архитектуру вдохновляющей для других. В планах стать лучшим бюро в России, одним из лучших в мире. И получить Притцкеровскую премию. А еще у нас есть идея города будущего  — Протополиса. И это тоже одна из глобальных задач — создать такой прототип города. Сначала в электронном виде, а потом построить физически.

Кирилл Губернаторов: У каждой команды всегда есть планы коммерческие, которые можно измерить в финансовом эквиваленте, и идеологические. Из коммерческих — мы хотим создавать архитектурные концепции для крутых и дорогих жилых комплексов и их территорий. А из идеологических — повысить планку отечественной архитектуры до международной и конкурировать на мировом уровне, представляя русскую архитектуру по-настоящему качественно.

Дарья Листопад: Мы хотим сделать много ярких проектов, по всему миру, которые будут вдохновлять. Мы очень любим общественные пространства, там удается донести смыслы большему количеству людей. Чтобы появлялись объекты и места, в которых хочется оставаться и получать там приятные эмоции, создавать новую культурную среду. При этом удивляя и оставляя запрос на подумать.

Фото: предоставлено архбюро Megabudka

Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru

_____________________________

*Признан иноагентом.