Татьяна Амарян: Я из Сибири, родилась в Омске, там же училась в лучшей на тот момент в городе 19-й гимназии. Из детства вообще не помню, чтобы думала, кем мечтаю стать. Была предводительницей всех мальчиков и жуткой разбойницей, на которую постоянно жаловались маме за плохое поведение и драки.
В 14 лет переехала в Москву — тогда маму пригласили возглавить офис международной компании. Здесь я экстерном оканчивала 11 классов, чтобы осталось больше времени на подготовку в Российский экономический университет им. Плеханова. Чтобы поступить на платную программу International Business School, нужно было сначала пройти на бюджет любого факультета Плешки, а затем сдать экзамен по английскому языку. В школе основным языком у меня был французский, поэтому я даже ездила на стажировку в Руан, но быстро соскучилась по дому и вернулась. В 9-м классе я сфокусировалась на английском языке и успешно прошла испытания в университете.
Окончив третий курс, я попала на стажировку в аппарат президента компании «Тройка Диалог», где затем стала работать ассистентом, совмещая это с написанием диплома. Там я встретила супруга, вышла замуж, позднее ушла в декрет, где наши пути с Викой и пересеклись.
Виктория Боева: А я родилась в Оймяконе — это тот самый полюс холода в Якутии. Школу окончила там, а учиться в университете приехала уже в Москву. Поступила я тоже в РЭУ им. Плеханова, но на другую специальность — «финансы и кредит». В детстве я мечтала стать то космонавтом, то президентом Российской Федерации. После института долгое время работала в Министерстве атомной энергетики, возглавляла финансовую службу крупного предприятия, подведомственного Управлению делами президента РФ.
Т. А.: В этом году исполняется десять лет с тех пор, как мы с Викой, гуляя с колясками, встретились в парке возле дома и затеяли совместный бизнес. Мы обе тогда были в декрете со вторыми дочками и поняли, что не готовы возвращаться в большие корпорации. Хотели проводить больше времени с детьми и выбрали социальный бизнес, который развивает тебя в самых разных направлениях, позволяя при этом зарабатывать деньги.
Изначально мы приобрели чужую франшизу сети детских клубов, но обещания франчайзера не имели ничего общего с реальностью: поддержки от управляющей компании не было, а бизнес-модель оказалась нежизнеспособной. Поэтому мы приняли решение выйти из франшизы и запустить более стабильный и востребованный проект — английский детский сад с предоплатой абонементов на месяц. Конкурентов тогда было одна-две компании, и первый сад на Пресненской набережной за счет удачной локации сразу же заполнился и вышел на окупаемость.
Вообще выход из чужой франшизы был вопросом времени — наш предпринимательский опыт и лидерские качества в любом случае привели бы к своему бизнесу.
Чувствуя спрос и постоянно получая положительную обратную связь, мы хотели расти и развиваться, делая наш подход к образованию доступным большему количеству семей, поэтому спустя пять лет запустили собственную франшизу English Preschool Discovery. Сейчас под нашим брендом открыто 25 точек, средняя заполняемость по которым держится на уровне 85–100%, исключая совсем новые. А в некоторых филиалах даже очередь.
В. Б.: Если говорить о сложностях, то открытие детского сада — трудоемкий процесс, предусмотреть в котором все заранее практически невозможно, но мы очень стараемся. Труднее всего искать нужных людей, так как любой бизнес, а особенно связанный с услугами и детьми — это про сотрудников. Сначала мы привозили носителей языка из-за границы, но не все из них оказываются готовы остаться в России, поэтому теперь мы приглашаем на работу уже акклиматизировавшихся экспатов. Другая сложность в нашем бизнесе — помещения. Требования к ним очень строгие: первый этаж, два выхода, окна, планировка, детская площадка рядом и так далее, а выбора почти нет. И в тех локациях, где еще нет наших садов, их становится все меньше. Коронакризис не изменил эту ситуацию, а арендные ставки как будто даже выросли.
Т. А.: Но в любом случае роста без трудностей не бывает. Я хоть и пропускаю сначала все сложности через себя и через эмоции, но быстро беру себя в руки и отношусь к ним более хладнокровно. Мы получили огромный опыт. Благодаря ему мы помогаем нашим партнерам избегать ошибок и быстрее выходить на прибыль.
В какой-то момент заявок на покупку франшизы стало приходить очень много, тогда-то мы и ощутили себя успешными. Другим таким знаком можно назвать то, что нас часто стали приглашать выступить на мероприятиях про бизнес или дошкольное образование, стать членом жюри или экспертно что-либо прокомментировать. Сейчас мы постоянно сталкиваемся с тем, что наш бренд знают, отзываются о нем как о крутом детском бизнесе с отличной образовательной программой. Из-за такой востребованности мы можем выбирать только тех партнеров, которым близки наши ценности и подход к дошкольному образованию. Это позволяет собирать вокруг себя команду исключительно из единомышленников и всем вместе двигать бренд вперед.
В. Б.: Мы сфокусированы на качестве, а не количестве, поэтому во избежание конкуренции между франчайзи изначально обозначили максимальное число филиалов сети в Москве и области. Анализ рынка показал, что это 50 точек, поэтому половина пути в этом направлении уже пройдена. Но останавливаться на этом мы не хотим, поэтому прислушались к нашим же клиентам и поняли, какую еще их потребность можем удовлетворить.
Оказалось, что практически все хотят продолжать образование на английском языке, и в ближайших планах у нас открытие школы Discovery с нулевыми, первыми и вторыми классами до 20 человек. Школа откроется в сентябре 2021 года на Пресненской набережной. Обучение в школе будет делиться на две части: в первой половине дня — занятия в рамках международной программы с носителями английского языка, во второй — уроки на русском, которые возьмут лучшее от отечественной системы образования. Выпускники English Preschool Discovery смогут поступить в школу без экзаменов, остальным нужно будет сдавать вступительные экзамены.
Еще один путь развития бизнеса — корпоративный университет. Сейчас он работает для наших сотрудников: мы регулярно проводим курсы, тренинги и короткие мастер-классы. Но сфера дошкольного образования испытывает острый дефицит кадров, поэтому мы уже работаем с вузами, а в будущем планируем выходить на внешний B2B-рынок.
Т. А.: Если размышлять о том, к чему мы пришли, то я в первую очередь ощущаю себя уверенной личностью со стержнем внутри и авторитетом для некоторых людей. Сейчас для меня очень важно то, что кто-то теперь прислушивается к твоему мнению, а кого-то ты вдохновляешь на поступки и изменения внутри.
Роль мамы и жены тоже занимает огромное место в моей жизни. Чтобы совмещать ее с бизнесом, в большинстве случаев работает правило: после 5–6 часов вечера быть дома и посвящать все это время семье, не отвлекаясь на работу. Я люблю что-нибудь готовить дома, заниматься детьми, играть с ними. Утром сама собираю и отвожу их в школу и сад. На кружки дети ходят только по будням, поэтому на выходных мы много гуляем и ездим отдыхать всей семьей.
Но исключения, конечно, бывают. Сейчас я учусь на программе MBA «Сколково» и раз в месяц на несколько дней остаюсь жить в кампусе, потому что нагрузка там очень высокая, но это временно. И учиться чему-то новому нужно всегда.
Кроме того, я не представляю жизни без спорта — занимаюсь вейксерфом, сноубордом, учусь кататься на горных лыжах, пробежала два полумарафона. Бег — моя медитация при любых условиях и погоде. Просто одеваешься теплее и бежишь, чтобы перезагрузиться.
Соблюдать такой баланс помогают специально выработанные традиции и ритуалы с детьми и мужем, а еще жесткая дисциплина, поэтому все будние дни у меня расписаны по минутам, там никакого экспромта.
В. Б.: А я ощущаю себя успешной бизнесвумен с большим багажом знаний и насыщенной практикой. Понимаю, что в таком развитии мне очень помог опыт работы в крупных государственных структурах. Я тоже соблюдаю work-life balance за счет переключения головы на роль мамы. Как и Таня, люблю совместные занятия и время с детьми. И спорт мне тоже позволяет держать форму и очищать голову. Часто бываю в спортивных кемпах с двумя целями: переключиться на физические возможности и устроить челлендж самой себе. Всегда интересно испытывать себя на прочность и исследовать, смогу я сделать что-то новое или нет.
Не забываю и об уходе за собой, красоте, массажах. Все это позволяет почувствовать себя обычной женщиной, а не просто железной бизнес-леди. Умею получать удовольствие от этих процессов. А еще люблю проводить время с друзьями, они у меня очень интересные и разносторонние.
Фото: предоставлено English Preschool Discovery